Воскресенье, 28.04.2024, 17:01
История России и Казачества
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
История России [19]
История России
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » История России

Легенда и мифы Санкт-Петербурга. Часть1
 

АДМИРАЛТЕЙСТВО.

КОРАБЛИК  АЛЕКСЕЯ  МИХАЙЛОВИЧА

Прообразом   кораблика,  венчающего  шпиль  Адмиралтейства,  был  первый  русский  военный  корабль  « Орёл»,  построенный  царём  Алексеем  Михайловичем.

Все  три  флага  на  мачтах  кораблика  выполнены  из  чистого  золота.  А  в  носовой  части  корабля  хранится  личная  буссоль  Петра 1.

5        ноября  1704 года  в  походном  журнале  Петра 1  появляется  запись:  «Заложили  Адмиралтейский  дом  и  веселились  в  Аустерии».  Место  для  строительства  Адмиралтейства  было  выбрано  не  случайно,  Во-первых.  Здесь  стояло,  известное    ещё  в  16  веке  поселение  Гавгуево,  а  значит,  территория  была  более  или  менее  сухой,  во-вторых,  Нева  здесь  достаточно  широка,  что  было  удобно  для  спуска  кораблей  со  стапелей,  в-третьих,  в  случае  необходимости,  Адмиралтейство  могло  служить  крепостью.  Северная  война  ещё  не  начиналась,  и  никто  не  знал,  сколько  она  может  продлиться.  Строилось  Адмиралтейство  по  личным  карандашным  наброскам  самого  Петра 1  и  представляло  собой  длинные  мазанковые  сооружения  в  виде  буквы  «П».

Глухая  сторона  «покоя»  служила  крепостной  стеной,  перед  которой  были  вырыты  наполненные  водой  рвы,  насыпаны  земляные  валы,  устроен  открытый  луг  для  просмотра  окрестностей  и  возведены  другие  фортификационные  сооружения  в  полном  соответствии  с  правилами  военного  строительства  того  времени.  В  1719  году  была  предпринята  первая  перестройка  Адмиралтейства  под  руководством  «шпицного  и  плотницкого  мастера»  Германа  Ван  Болеса.  Именно  тогда  над  выездными  воротами  и  установили  высокий  «шпиц  с  яблоком»  и  корабликом  на  самом  острие  «шпица».  Это  была  первая  перестройка  Адмиралтейства.  Затем  будет  перестройка,  предпринятая  И.К.  Коробовым  в  1727-  1738  годах  и  А.Д.  Захаровым  в  1806-1823  годах.  Однако  ни  тот,  ни  другой  не  посягнули  на  блестящую  находку  «шпицного  и  плотницкого  мастера»  Ван  Болеса.  Кораблик  с  тех  пор  превратился  в  наиболее  известную  эмблему  города,  в  его  символ.  И  уже  в  18  веке  вокруг  него  началось  мифотворчество,  потому что  ни  один  из  построенных  Петром  до  1719  года  кораблей  ничего  общего  с  корабликом  на  «шпице»  Адмиралтейства  не  имел.  В  поисках  истины  заглянули  в  допетровскую  историю.  Оказывается,  тишайший  царь  Алексей  Михайлович  построил  в  1668  году  первый  русский  военный  корабль  «Орёл».  Размеры  его  были  невелики-  чуть  более  двадцати  метров  в  длину  и  шесть  с  половиной  в  ширину.  «Орёл»  строился  на  Оке,  и  первое  своё  плавание  совершил  по  Волге  от  села  Деденево  до  Астрахани.  Это  первое  плавание  стало  для  «Орла»  и  последним.  В  Астрахани  корабль  был  захвачен  отрядом  Степана  Разина  и  сожжён.  Сохранилось  изображение  этого  «прадедушки  русского  флота»,  сделанное  неким  голландцем.  И,  пожалуй,  есть  некоторое  сходство  кораблика  на  Адмиралтействе  с  изображением  на  рисунке.  В  1886  году  при  очередном  ремонте  Адмиралтейской  иглы  кораблик  сняли  и  поместили  в  Военно-Морской  музей,  а  на  его  месте  была  установлена  точная  копия.

ЗОЛОТАЯ  КУБЫШКА.

Внутри  позолоченного  шара  под  корабликом  находится  круглая  кубышка  из  чистого  золота,  в  которой  сложены  все  образцы  золотых  монет,  отчеканенных  в  Петербурге  с  момента  его  основания.  Шар  никогда  не  вскрывался,  так  как  секрет  поворота  одной  из  его  половин  в  нужную  сторону  безвозвратно  утрачен.

Иначе,  без  «яблока»,  придающего  всему  сооружению  изящество  и  грациозность,  кораблик,  венчающий  острие  Адмиралтейской  иглы,  и  не  воспринимается.  «Яблоко»  тоже  придумано  Германом  Ван  Болесом.  В  нём  действительно  лежит    шкатулка,  хотя  и  не  золотая.  В  шкатулке  хранится  информация  о  всех  ремонтах  шпиля,  указаны  имена  мастеров,  производивших  ремонт,  и  сложены  экземпляры  петербургских  и  ленинградских  газет  времени  проведения  ремонтных  и  реставрационных  работ.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ  ЛАВРА.

15   июля  1240  года  новгородский  князь  Александр  Ярославич,  преодолев  упорное  сопротивление  шведов  у  Чёрной  речки,  нынешней  Монастырки,  одержал  над  ними  знаменитую  победу,  за  что  и  вошёл  в  историю  под  именем  Невский.  Через  463  года  после  этого  события  Пётр 1  здесь  же  вновь  наголову  разбил  шведов  и  основал  на  Неве  город  Петербург.  Через  некоторое  время  он  велел  заложить  монастырь  во  имя  доблестного  воина  великого  князя  Александра  Невского. На  самом  деле  эта  битва  произошла  далеко  от  будущей  столицы:  при  впадении  в  Неву  реки  Ижоры.  Не  знал  этого  Пётр 1 ?  Или  ошибка  была  умышленной?  Ведь  возведение  монастыря  имело  очень  большое  политическое  значение:  оно  подчёркивало  божественный  промысел  при  основании  Петербурга  и  непрерывность  исторической  традиции борьбы  за  выход  России  к  морю.  Одновременно  столица  приобретала  патрона-  святого  Александра  Невского,  задолго  до  того  канонизированного  церковью,  святого  ничуть  не  менее   значительного,  чем,  скажем  Георгий  Победоносец  для  Москвы.  И  если  святой  Александр  уступал  святому  Георгию  в  возрасте,  то  при  этом  обладал  такими  неоспоримыми  преимуществами,  как  реальность  существования  и  конкретность  деяний,  что  в  борьбе  нового  со  старым  приобретало  неоценимое  значение.  Ни  на  один  день  не  покидала  Петра  убеждённость  в  политической  важности  основания  монастыря.  За  полгода  до  кончины  Петра 1,  в  августе  1724  года,  из  Владимира  в  Санкт-Петербург  с  большой  помпой  были  перенесены  мощи  святого  Александра  Невского.  По  значению  это  событие  приравнивалось  современниками  к  заключению  мира  со  Швецией.  Пётр  собирался  учредить  орден  святого  Александра,  но  не  успел.  Помня  об  этом,  его   учредила  в  мае  1725  года  Екатерина 1.

Смольный  двор,  Смольный  дом,

Смольный  монастырь,  Смольный  институт,  Смольный.

Название  Смольный  напоминает  о  более  ранних  временах,  когда  в  начале  18 века  здесь  находился  Смоляной  двор,  глее  хранили  смолу  для  постройки  кораблей.  Отсюда  и  произошло  наименование  сооружений,  возведённых  в  этом  районе, - Смольный  монастырь,  Смольный  институт.  В  1741  году  на  русский  престол  взошла  дочь  Петра 1  Елизавета.  А  уже  на  четвёртом  году  царствования,  если  верить  одному  старинному  преданию,  набожная  императрица  вдруг  решила  отречься  от  престола  в  пользу  своего  племянника  великого  князя  Петра  Фёдоровича.  Елизавета  задумала  построить  монастырь  и  удалиться  от  мира.  Поэтому  монастырь  должен  быть  возведён  вблизи  города  на  берегу  Невы.  Лучшего  места,  чем  Смольный  двор,  сыскать  трудно.  30  октября  1748 года  звон  колоколов  и  пушечная  пальба  оповестили  петербуржцев  о  закладке  Воскресенского  Новодевичьего  монастыря.  Имя  это  не  прижилось,  монастырь  тоже  стали  называть  Смольным.  Смольный  собор  строился  с  небывалым  размахом.  Тысячи  солдат  были согнаны  для  забивки  свай  под  фундамент  и  тысячи  мастеровых-  для  возведения  стен.  Собор  вырос  не  маленьким.  Высота  его,  включая  крест, 92,34  метра.  Под  его  основание  забито  почти  тринадцать  тысяч  свай.  Над  Невою  вставал  не  просто  монастырь,  а  монастырь-дворец.  Финансирование  из  казны  было  на  удивление  щедрым  и  регулярным.  Но  когда  через  несколько  лет  величественный  храм  был  возведён  и  оставалось  только  завершить  внутреннее  убранство,  русские  войска  перешли  границу  Пруссии,  и  Россия  ввязалась  в  Семилетнюю  войну.  Денег  стало  катастрофически  недоставать.  Строительство  собора  прекратилось.  Да  к  тому  времени  и  мечты  государыни  о  затворничестве  незаметно  прошли.  Появились  новые  заботы.  В  1761  году  императрица  Елизавета  Петровна  умерла,  так  и  не  дождавшись  освящения  Смольного  собора.  С  годами  монастырь  всё  более  терял  своё  монастырское  обличье.  В  1764  году  в  южном  его  корпусе  открылось  первое  в  России  женское  учебное  заведение-  « Воспитательное  общество  благородных  девиц».  Год  спустя  в  северном  корпусе  открылось  «Училище  для  малолетних  девушек  из  мещанского  происхождения».  Петербуржцы  сразу  же  разделили  их  по  названиям  на  «Смольный  институт»  и  «Мещанское  училище».  Собор  же  был  поименован  «собором  всех  учебных  заведений».  Монастырь  как  таковой  прекратил  своё  существование  в  1797  году.  Но  его  кельи  трудно  было  приспособить  под  учебные  классы,  и  в  начале  прошлого  века  архитектор  Джакомо  Кваренги  на  месте  бывшего  «монастырского  двора»,  строит  новое  большое  здание.  Строилось  оно  довольно  быстро:  в  1806  году  заложили,  а  в  1808  в  новое  здание  Смольного  института  уже  переезжали  воспитанницы.  А  монастырские  помещения,  которые  они  занимали  до  этого,  отдали  под  «Вдовий  дом»-  богадельню,  где  доживали  свой  век  «заслужившие  монаршую  милость»  престарелые  и  обедневшие  вдовы  военных  и  придворных.

В  1917  году  в  Смольном  институте  разместился  штаб  революции.  В  1960-х  годах  ленинградский  фольклор  прокомментировал  это,  СТАВШЕЕ  УЖЕ  ДАВНИМ,  СОБЫТИЕ:

«  Армянское  радио  спросили:  -Почему  победила  Октябрьская  революция  в  Петрограде?  -Потому  что  штаб  революции  разместился  в  Институте  благородных  девиц. -?!?!  -  Если  бы  они  были  менее  благородны,  то  моряки  взяли  бы  штурмом  не  Зимний  а  Смольный».

В  те  незабываемые  шестидесятые  годы  тема  революционного  штурма  в  ленинградском  фольклоре  на  какое-то  время  становится  господствующей.  Сергей  Довлатов  вспоминает  анекдот:  « На  экскурсии.  –А  что  сейчас  находится  в  Смольном?  -Зимний».  «  Алло,  Смольный?  - У  вас  пиво  есть?  -Нет.  –А  где  есть?  -В  Зимнем. –Ура-а-а-а!»

Стремительное  вселение  нового  демократического  правительства  Ленинграда  в  Смольный  в  августе  1991  года  в  народе  окрестили: «  Штурм  Смольного».  Так  велика  и  могущественна  сила  аналогии,  Тот  год  памятен  нескончаемыми  демократическими  митингами -  у  Казанского  собора,  на  Дворцовой  площади.  Среди  политических  лозунгов,  начертанных  на  непривычно  белых  транспарантах,  можно   было  прочитать  категоричное  требование: «Трудящиеся  Смольного,  поделитесь  с  нами  завоеваниями  социализма».  « Трудящимися  Смольного»  с  лёгкой  руки  одного    неосторожно  проговорившегося  с  экрана телевизора  руководителя  КПСС  стали  называть  последних  партийных  функционеров,  аппаратчиков  коммунистического  Смольного.  Их  более  чем  70-летнее  пребывание  в  стенах  бывшего  Смольного  института,  говорят,  до  сих  пор  ощущается  в  напряжённой  атмосфере  бесконечных  коридоров,  бесчисленных  кабинетов  и  лестничных  переходов  кваренгиевского  шедевра.  « Призрак  коммунизма  в  обнимку  с  призраком  убитого  Кирова  бродит  по  коридорам  Смольного», -  мрачно  шутят  новые  обитатели  старого  института.  Кажется,  действительно,  нет  человека,  у  которого  при  упоминании  о  Смольном  не  возникал  бы  образ  некоего  незыблемого  оплота  революции.  Видимо,  не  случайно  издевательский  проект  музея  верного  продолжателя  дела  Ленина  Леонида  Ильича  Брежнева  ленинградский  фольклор  связано  с  Ленинградом  и  именно  со  Смольным.

«- Это  здание  Смольного  института  мы  хотим  отдать  под  ваш  музей,  дорогой  Леонид  Ильич. -  Добро. -  Это  старинное  здание  первой  половины  19  века… -  Погодите,  погодите…  вы  говорите,  первая  половина…  А  где  же  вторая?»

Может  быть,  по  причине  тех  же  навязчивых  ассоциаций  после  появления  новой  для  современного  Петербурга  должности  мэра  Смольный  получил  в  городском  фольклоре   соответствующее  прозвище: « Мэрзкое  место».  В  1927  году  перед  главным  фасадом  Смольного  был  открыт  один  из  первых  в  Ленинграде  памятников  Ленину.  Фольклор  не  обошёл  вниманием  эти  изменения.  Одиозный  характер  закрытого  партийного  учреждения  в  сочетании  с  тупиковым  расположением  самого  здания  в  конце  Суворовского  проспекта  породил  соответствующую  микротопонимику.  На  блатном  жаргоне  аллея  от  пропилей  к  главному  входу  в  Смольный  недвусмысленно  называлась: «  Аллея  партийных  паханов»,  или  «Тупик  КПСС».  Памятник  Ленину  с  характерно  вытянутой  рукой  вдруг  оказался  удобной  мишенью  для  остроумных  зубоскалов и  пересмешников  периода  пресловутой  борьбы  с  пьянством  и  алкоголизмом.  Безымянные  авторы  знаменитой  серии  анекдотов  « Армянское  радио  спросили…» умело  пародировали  болшевистские  методы  войны  с  ветряными  мельницами:  «  Куда  указывает  рука  Ленина  у  Смольного? -  На  11  часов-  время  открытия  вино-водочных  магазинов  в  Ленинграде».

В  истории  Ленинграда  Смольный  всегда  останется  местом  чудовищной  политической  провокации,  организованной  Сталиным  в  преддверии  массовых  репрессий  1937 года.  1  декабря  1934  года  в  коридоре  Смольного  был  злодейски  убит  первый  секретарь  губкома  ВКП(б)  Сергей  Миронович  Киров.  То,  что  это  убийство  было  санкционировано  и  организовано  Москвой,  ленинградский  фольклор  сомнению  не  подвергал.

«На  следующий  день  после  убийства  Кирова  на  заседании  президиума  ЦК  ВКП(б)  Сталин  невнятно  и  с  сильным акцентом  проговорил: -«Товарищи,  вчера  в  Ленинграде  убили  Кирова.  Вздрогнув  от  неожиданности  и  ничего  не  поняв,  Будённый  переспросил: -Кого  убили?  -Кирова,  также  невнятно  повторил  Сталин.  –Кого?  Кого?,  Иосиф  Виссарионович?  -Кого?  Кого?,  передразнил  Сталин,  кого  надо, того  и  убили.

Согласно  фольклору,  этот  криминальный  эпизод  политической  жизни  Ленинграда  начался  после  того,  как  Киров  перевёл  «красивую  жену»  инструктора  обкома  Николаева  к  себе  в  аппарат.  Пронёсся  слух  об  их  связи.  Николаев  тут  же  учинил  скандал,  за  что  вскоре  был  арестован.  Но  через  некоторое  время  его  выпустили.  Затем,  согласно  одному  из  преданий,  произошла  таинственная  встреча  Николаева  со  Сталиным,  который  сказал  ему  в  личной  беседе:   «Вы  ведёте  себя  правильно,  Вы  должны  вести  себя  как  мужчина.  То,  что  Киров  большой  человек,  ничто  не  значит.  Вы  имеете  право  на  месть,  и  мы  поймём  вас,  как  мужчину».  После  этого  Николаев  будто  бы  снова  получил  свободный  доступ  в  Смольный.  1  декабря  1934  года  он  разрядил  в  Кирова  свой  пистолет,  сказав  при  этом: « Так  будет  с  каждым,  кто  захочет  спать  с  моей  женой».  Так  это  было  или  иначе,  но  в  Ленинграде  истинным  виновником  смерти  любимца  города  считали  вовсе  не  Николаева.  Родилась  частушка,  которую,  озираясь  по  сторонам  и  понижая  голос  до  шепота,  люди  передавали  друг  другу.  « Огурчики  да  помидорчики  Сталин  Кирова  убил  в  коридорчике».  «Самолёт  летит  под  ним проталина.  Убили  Кирова,  убьют и  Сталина».

Поразительная  осведомлённость  питерского  фольклора.  Киров  дейсвительно  был  убит  не  в  огромном  -на  всю  длину  здания-  коридоре,  а  в  его  боковом  ответвлении -  коридорчике.  По  малодостоверному  преданию,  Николаев  погиб  во  время  одного  из  допросов.  Якобы  его  лично  застрелил  Сталин.  Буквально  сразу  после  смерти  Кирова  в  Ленинграде  начались  массовые  аресты.  Террор  приобрёл  невиданные  размеры.  Тысячи  людей  были  расстреляны,  сосланы,  приговорены  к  тюремному  заключению.  Между  тем  жизнь  продолжалась.

ЗИМНИЙ  ДВОРЕЦ.

Земли  по  левому  берегу  Невы  царь  Пётр  раздавал  осмотрительно.  Вблизи  Адмиралтейства,  к  примеру,  запретил  раздавать  участки  лицам,  не  принадлежащим  к  морским  чинам.  Полагая,  вероятно:  где  строиться  кораблям,  там  и  жить  морякам.  Вот  и  встали  над  Невою  дома  «великого  адмиралтейца»,  командующего  русским  флотом  графа  Ф.М. Апраксина,  вице-адмиралов  Крюйса  и  Брокна,  а  вдоль  реки  Мьи (нынешней  Мойки)  лицом  к  ней  выстроились  домики  морских  офицеров.  Рядом  загомонил  морской  рынок,  продающий  «всякий  товар  и  харч,  также  дрова  и  сено».  Потом  и  сам  царь  перебрался  на  левый  берег  Невы.  Решил  строить  для  себя  Зимний  дворец,  тоже  поближе  к  Адмиралтейству.  И,  собственного  указа  не  нарушая,  получил  участок  при  впадении  в  Неву  Зимней  канавки,  но  не  как  царь,  а  в  качестве  корабельного  мастера  Петра  Алексеева.  Нехитрую  сию  уловку  все,  конечно,  понимали,  да  уж  коли  захотелось  царю  поиграть  словесами -  пусть  потешится.  ПЕРВЫЙ  царский  Зимний  дворец  был  построен  в  1711 году  архитектором  Д. Терзини.  Дворец  был  деревянным.  Главным  фасадом  он  выходил  на  Зимнюю  канавку.  Место  царю  понравилось,  а  дворец – нет.  В  1711  году  специально  к  свадьбе  Петра 1  и  Екатерины  Алексеевны  «маленький  домик»  был  значительно  перестроен  и  превращён  в  настоящий  царский  дворец.  Вопреки  утверждениям  многих  историков,  торжественный  пир  по  случаю  монаршего  бракосочетания  состоялся  не  во  дворце   Меньшикова  на  Васильевском  острове,  а  в  большом  зале  первого  Зимнего  дворца.  Косвенным  аргументом  в  пользу  этого  факта  может  служить  одно  старинное  петербургское  предание.  Через  12  лет  после  свадьбы,  узнав  о  неверности  Екатерины,  царь  привёл  её  в  тот  самый  зал  с  огромными  венецианскими  зеркалами  в  простенках.  «Ты  видишь, -  сказал  он  жене,-  это  венецианское  стекло?  Оно  сделано  из  простых  материалов,  но  благодаря  искусству  стало  украшением  дворца.  Я  могу  возвратить  его  в  прежнее  ничтожество».  И,  размахнувшись,  ударил  по  зеркалу  своей  знаменитой  тростью.  Бывшая  портомойка,  трофейная  девка  Марта  Скавронская,  к  тому  времени  хорошо  изучившая  непредсказуемый  характер  Петра  и,  как  никто  другой,  умевшая  с  ним  разговаривать,  промолвила:  «Но  стал  ли  от  этого  дворец  ваш  красивее?»  Однако  намёк  поняла.  В  1716  году  по  проекту  архитектора  Г. Маттарнови  возводится  ВТОРОЙ  зимний  дворец.  28  января  1725  года  в  нём  скончался  Пётр  Великий.  Новая  императрица – Анна  Иоанновна  повелела  архитектору  Растрелли  построить  ТРЕТИЙ  по  счёту  Зимний  дворец.  Строительство  нового  Зимнего  дворца  началось  весною  1732  года.  Императрицу  Анну  сменила  на  престоле  Елизовета,  и  в  Зимнем  дворце  опять  начались  перестройки  и  переделки.  Проект  нового,  теперь  уже  ЧТВЁРТОГО,  Зимнего  дворца  также  составил  Варфоломей  Варфоломеевич  Растрелли.  Императрица  Елизавета  так  и  не  дождалась  окончания  строительства  дворца,  переселилась  «в  мир  иной».  В  апреле  1762  года  Пётр 3  мог  въезжать  во  дворец  «с  пушечною  пальбою».  Но  ненадолго.  Его  выдворила  с  российского  престола  супруга  и  села  на  трон  сама.  Россией  стала  править  Екатерина 2.  Ныне  существующий  ПЯТЫЙ  Зимний  дворец  строился  с  1754  года  по  1762  год.  Зимний  дворец  после  пожара  1837  года  был  восстановлен  без  каких-либо  серьёзных  изменений.

ЭРМИТАЖ.

В  непосредственной  близости  к  Зимнему  дворцу  по  проекту  Ж.Б.  Вален-Деламота  возводится  специальное  здание  для  размещения  художественных  коллекций  -Малый  Эрмитаж,  известный  в  18 веке  как  «Ламотов  павильон».  Но  коллекции  разрастались  с  такой  скоростью,  что  возведение  новых  зданий  для  них  начиналось  ещё  до  окончания  строительства  предыдущих.  С  1711  года  1787  год  Ю.М. Фельтен  строит  Старый  Эрмитаж,  а  с  1783  года  Джакома  Кваренги  начинает  и  одновременно  с  открытием  Старого  Эрмитажа  заканчивает  возведение  Эрмитажного  театра.  Оба  здания  объедены  Аркой  над  Зимней  канавкой.  Рассказывают,  что  завистники,  пытаясь  принизить  архитектора  в  глазах  императрицы,  доказывали,  что  Арка  непрочна  и  может  упасть.  Екатерина  приказала  тщательно  проверить  расчёты,  после  чего,  как  передаёт  легенда,  устроила  в  галерее   над  сводом  Арки  грандиозный  пир,  дабы  завистники  были  посрамлены  и  все  могли  убедиться  в  прочности  конструкции.  После  открытия  Эрмитажного  театра  в  строительной  деятельности  на  Дворцовой  площади  наступает  полувековое  затишье.  Затем.  В  1839-1852  годах  по  проекту  немецкого  архитектора  Лео  фон  Кленце  сооружается  очередное  специальное    музейное  здание  Нового  Эрмитажа.  Оно  хорошо  известно  благодаря  десяти  мощным  гранитным  фигурам  атлантов,  созданных  скульптором  А.И. Теребенёвым.  На  студенческом  сленге  крыльцо  Нового  Эрмитажа  со  стороны  Миллионной  улицы  называется  «Атланты»,  а  у  современных  молодожёнов  существует  примета,  Если  сразу  после  регистрации  брака  прийти  к  Атлантам  и  поочерёдно  подержаться  за  большие  пальцы  ног  мифических  титанов,  счастье  в  супружеской  жизни  будет  гарантировано.  Все  пять  эрмитажных  зданий  объединены  друг  с  другом  внутренними  переходами,  коридорами,  лестницами  и  галереями.  Сегодня  это  один  из  крупнейших  музеев  мира.  Эрмитажные  залы,  наполненные  бесчисленными  сокровищами  мировой  культуры,  возраст  которых  превышает  многие  тысячелетия,  порождают  самые  невероятные  мифы  и  удивительные  легенды.

В  скандальной  мифологии  эпохи  застоя  особое  место  занимают  легенды  о  царском  парадном  сервизе  из  эрмитажного  собрания,  взятом  тогдашним  хозяином  Ленинграда  Григорием  Васильевичем  Романовым  для  свадьбы  своей  дочери.  Среди  сотрудников  Эрмитажа  до  сих  пор  бытует  предание  о  том,  как  проходила  эта  экспроприация.  На  неожиданный  звонок  из  Смольного  директор  Эрмитажа  Борис  Борисович  Пиотровский  будто  бы  решительно  заявил:  «Только  через  мой  труп».  Но  когда  услышал  в  ответ,  что  это  не  является  серьёзным  препятствием,  сказался  больным  и  отправился  домой.  Через  короткое  время  к  Эрмитажу  подъехала  машина,  из  которой  вышли  решительные  юноши  в  одинаковых  костюмах  и  в  сопровождении  испуганного  заместителя  Пиотровского  направились  за  сервизом.  Восстал  против  такого  партийного  хамства  только  один  человек.  Им  оказался  научный  сотрудник  Эрмитажа  Тарасюк.  Он  надел  на  себя  металлические  средневековые  доспехи  и,  размахивая  всамделишным  музейным  мечом,  «грохоча  стальными  сапогами  и  позванивая  шпорами»,  двинулся  на  широкоплечих  сотрудников  обкома  КПСС.  Похолодев  от  ужаса,  экспроприаторы  бросились  было  бежать,  но  тут  случилось  непредвиденное.  К  полночи  в  эрмитажные  залы  спускали  сторожевых  собак.  С  воем  и  лаем  они  бросились  на  железного  рыцаря  и  вцепились  в  неприкрытый  спасительными  доспехами  зад  несчастного  Тарасюка.  Оказывается,  доспехи,  взятые  им  второпях,  предназначались  для  верховой  езды,  и  зад,  соответственно,  должен  был  оставаться  свободным  от  металла.  Этого  научного  сотрудника  Эрмитажа,  один  из  авторитетнейших  ленинградских  специалистов  по  оружию,  в  спешке  не  учёл.  К  счастью,  успели  подбежать  собаководы  и  Тарасюк  был  спасён.  Однако  из  Эрмитажа  его  уволили,  а  драгоценный  сервиз  со  всеми   предосторожностями,  приличествующими  случаю,  был  якобы  доставлен  в  Таврический  дворец,  где  готовились  столы  для  свадебного  пиршества.

В  одном  из  залов,  среди  многочисленных  памятников  искусства  Древнего  Египта  хранится  статуя  львиноголовой  богини  войны  и  палящего  зноя  Мут-Соемет.  Согласно  древнему  египетскому  мифу,  однажды  эта  кровожадная  богиня  решила  истребить  весь  человеческий  род.  Спасло  людей  вмешательство  остальных  богов,  которые  решили  обмануть  Мут – Сохмет.  Ночью  они   разлили  перед  ней  подкрашенное  красным  пиво.  Наутро  богиня,  приняв  пиво  за  человеческую  кровь,  выпила  его  и  успокоилась.  Прошли  тысячелетия.  Однако,  как  рассказывает  современная  эрмитажная  легенда,  угроза  человечеству  до  сих  пор  не  исчезла.  Правда,  не  исчезли  и  силы,  его  охраняющие.  Раз  в  году,  в  полнолуние,  рассказывает  легенда,  на  базальтовых  коленях  львиноподобной     богини  появляется  красноватая  лужица,  очень  напоминающая  человеческую  кровь  или  подкрашенное  вино.  Но  незадолго  до  появления  первых  музейных  посетителей  лужица  бесследно  исчезает.

Совсем  недавно,  как  об  этом  рассказывают  очевидцы,  в  Эрмитаже,  в  течение  сравнительно  короткого  времени  одна  за  другой  умерли  три  сотрудницы.  Оказалось,  что  все  они  работали  за  одним  столом,  который  находился  впритык  к  иконе  «Спаса  Нерукотворного»,  висевшего  среди  двух  десятков  других  икон  в  Петропавловской  галерее.  Таинственное  явление  взволновало  сослуживцев.  Пригласили  экстрасенсов,  которые  и  обнаружили  исходящую  от  этой  иконы  «чёрную»  энергию.  И  тогда  заговорили  о  том,  что  писал  икону  нехороший  человек,  в  то  время  как  ещё  Седьмой  Вселенский  собор  предупреждал  о  допущении  к  писанию  икон  только  людей  благостных.  Но  вот  наступили  новые  времена.  Музейный  мир  столкнулся  с  людьми,  чьё  жизненное  кредо  вступало  в  противоречие  с  общественными  ценностями,  хранителем  которых  считал  себя  Эрмитаж.  Следы  этих  неразрешимых  противоречий  обнаружил  и  зафиксировал  петербургский  городской  фольклор.

Новый  русский  с  радиотелефоном  в  руках  наталкивается  на  музейное  кресло  и  садится  в  него.  –Молодой  человек, - бросается  к  нему  в  ужасе  музейная  дама,  -вы  с  ума  сошли!  Это  же  кресло  Екатерины  Великой!  -Ну  и  что!  Когда  она  войдёт,  я  встану.  После  посещения  Эрмитажа  генерал  расписывается  в  книге  отзывов:  «Замечаний  нет».  При  советской  власти  родилась  легенда  о  том,  что  председатель  Временного  правительства  А.Ф. Керенский  в  ночь  перед  штурмом  Зимнего  бежал  из  Петрограда,  переодевшись  в  женское  платье.  Легенда  оказалась  живучей.  Вошла  в  школьные  учебники  в  качестве  исторического  факта,  хотя  на  самом  деле  Керенский  всего  лишь  «решил  прорваться  через  все  большевистские  заставы»  навстречу  подходившим  и  верным  Временному  правительству  войскам.  Причиной  возникновения  легенды  стали  несколько  обстоятельств,  в  народном  сознании  слившиеся  в  одно  целое.    Во-первых,  на  охране  Зимнего  дворца  в  октябре  1917  года  стоял  женский  батальон.  Во-вторых,  когда  разгорячённые  штурмом  революционные  матросы  ворвались  в  Зимний  дворец,  они,  как  рассказывают  очевидцы,  наткнулись  на  комнаты,  ещё  с  начала  мировой  войны  превращённые  в  госпитальные  палаты.  В  одной  из  них  лежали  солдаты  с  головными  ранениями.  Их  было  так  много-  с  одинаково  забинтованными  лицами,  что  бдительным  морякам  это  показалось  странным.  Не  прячется  ли  хитрый  Керенский  среди  этих  несчастных  людей.  Самые  решительные  стали  срывать  бинты.  Началась  паника. Сквозь  вопли  и  крики  беспомощных  раненых  вдруг,  если  верить  легенде,  послышались  членораздельная  речь:  «Да  он  ещё  вчера  переоделся  медсестрой  и  сбежал».  Наконец,  в  третьих,  добравшись  до  Гатчины  и  не  обнаружив  там  никаких  войск.  Керенский  действительно  вынужден  был  бежать.  Переодевшись  в  предложенную  ему  вахтенным  моряком  матросскую  форму.  Осмысление  октябрьских  событий  1917  года  пришло  позже:  Под  аркой  Главного  штаба  стоят  два  глубоких  старика  и,  глядя  на  Зимний  дворец,  вспоминают:  -  А  помнишь,  вон  там  мы  залегли  с  пулемётом?  А  помнишь,  где  стояли  наши  с  Путиловского?  А  помнишь?..  А  помнишь?..  Да,  поторопились…  поторопились…

Категория: История России | Добавил: viktor (18.11.2010)
Просмотров: 3325 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024