Воскресенье, 28.04.2024, 11:58
История России и Казачества
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
История России [19]
История России
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Казаки
 К А З А К И

 

Блеща  средь  полей  широких,

Вот  он  льётся! ..Здравствуй, Дон!

От  сынов  твоих  далёких

Я  привёз  тебе  поклон.

Как  прославленного  брата,

Реки  знают  тихий  Дон;

От  Аракса  и  Евфрата

Я  привёз  тебе  поклон.

А.С.  Пушкин.

 

Так  приветствовал  донской  край  А.С.  Пушкин,  сосланный  в  1820  году  царём  на  юг,  в  город  Екатеринослав.  Вскоре  по  приглашению  генерала  Н.Н. Раевского  опальный  поэт  вместе  с  его  семьёй  отправился  на  Кавказ,  следуя  по  почтовому  тракту  вдоль  берега  Азовского  моря  через  Мариуполь,  Таганрог,  Ростов.  Проездом  они  остановились  в  станице  Аксайской.  Откуда  открывался  чудесный  вид  на  Дон  и  Задонье,  совершили  поездку  в  Новочеркасск  и  в  бывшую  столицу  Области  войска  Донского  -Старочеркасск.

В  1829  году  по  пути  на  Кавказ  и  обратно  Пушкин  снова  посетил  Дон,  который  и  вдохновил  его  на  создание  этих  проникновенных  строк.

Широко,  в  приволье  зелёных  степей,  течёт  Дон.  И  медленно  и  плавно  его  течение.  Нигде  не  бурлит  он,  нигде  не  волнуется.  Медленно  и  плавно  катит  свои  воды  Дон.  Будто  спит  на  песчаном  перекате,  точно  и  не  течёт,  а  замер,  застыл  на  одном  месте.  Недаром  и  зовётся  он  Тихий.  Начавшись  в  русских  землях,  медленно  и  плавно  идёт  Дон,  широко  разливаясь  в  низовьях,  делясь  на  множество  рукавов,  и  наконец  свободно  и  вольно  вливается  в  синие  море – море  Азовское.

Чем  ближе  узнаёшь  прошлое  Тихого  Дона -  тем  крепче  любишь  его.  Сколько  людей  раскидало  свои  кости  по  этой  степи,  сколько  казаков  сложило  смелые  головы  по  берегам  Дона,  сколько  лежит  на  дне  Азовского  и  Чёрных  морей.  Кровавая  борьба,  неустанная  война  шла  здесь  из  года  в  год,  изо  дня  в  день,  здесь  спали  не  иначе,  как  с  оружием

в  руках,  здесь  жили  тревожною  боевою  жизнью,  не  зная  покоя.  Отсюда  выходили  герои,  удивлявшие  весь  мир  своими  победами…  как  же  не  полюбопытствовать  узнать  это  прошлое,  как  не  пожелать  приподнять  завесу  веков  и  взглянуть,  что  же  было  здесь  давно,  давно,  за  много  лет  до  нашей  жизни.  Кто  бы  ни  шёл  с  востока  на  запад -  он  прежде  всего  вступал  в  донские  степи,  и  потому  здесь  неустанно  дрались  за  право  жизни.  Скифы  и  сарматы  оберегали  свои  стада  от  натиска  других  народов,  надвигавшихся  с  востока.  Они  боролись  страшным  смертным  боем  в  широкой  степи  донской,  называвшейся  тогда  просто  Полем.  Да,  это  и  было  боевое  Поле!

 

М.А.  Волошин

Дикое  поле.

Голубые  просторы,  туманы,

Ковыли,  да  полынь,  да  бурьяны…

Ширь  земли  да  небесная  лепь!

Разлилось.  Развернулось  на  воле

Припонтийское  Дикое  Поле,

Тёмная  Киммерийская  степь.

Эх,  не  выпить  до  дна  нашей  воли,

Не  связать  нас  в  единую  цепь.

Широко  наше  Дикое  Поле,

Глубока  наша  скифская  степь.

 

Н.В. Гоголь.

 

… Когда  бранным  пламенем  объявлялся  древлемирный  славянский  дух  и  завелось  казачество -  широкая  разгульная  замашка  русской  природы, - и  когда  все  поречья,  перевозы.  прибрежные  пологие  и  удобные  места  усеялись  казаками,  которым  и  счёту  никто  не  ведал  и  смелые  их  товарищи  были  вправе  отвечать  султану,  пожелавшему  знать  о  числе  их: « Кто  их  знает!  У  нас  их  раскидано  по  всему  степу6  что  байрак,  то  казак.» (  что  маленький  пригорок,  там  уж  и  казак.)

Это  было  точно,  необыкновенное  явленье  русской  силы:  его  вышибло  из  народной  груди  огниво  бед.  Вместо  прежних  уделов,  мелких  городков,  наполненных  псарями  и  ловчими,  вместо  враждующих  и  торгующих  городами  мелких  князей   возникли  грозные  селения,  курени  и  околицы,  связанные  общей  опасностью  и  ненавистью  против  нехристианских  хищников.  Уже  известно  всем  из  истории,  как  их  вечная  борьба  и  беспокойная  жизнь  спасли  Европу  от  неукротимых  набегов,  грозивших  её  опрокинуть.

Не  было  ремесла,  которого  бы  не  знал  казак:  накурить  вина,  снарядить  телегу,  намолоть  пороху,  справить  кузнецкую,  слесарную  работу  и.  в  прибавку  к  тому,  гулять  напропалую,  пить  и  бражничать  как  только  может  один  русский, - всё  это  было  ему  по  плечу.

… Словом,  русский  характер  получил  здесь  могучий.  широкий  размах,  дюжую  наружность.

А.И.  Герцен.

 

Казачество  отворило  дверь  всем  нетерпеливым  и  нелюбящим  покоя,  всем  искавшим  приключений  и  жаждавшим  сильных  ощущений,  всем,  рвавшимся  к  опасным  подвигам…  оно  вполне  соответствовало  тому

 

буйному  началу,  которое  выражается  русским  словом  «удаль»  и  составляет  одну  из  характерных  черт  славян. Казак  не  хотел  знать  никакого  правительства,  кроме  выборного,  но  Родине  служил  верой  и  правдой  и,  не  жалея,  лил  за  неё  кровь.

Н.А. Добролюбов

 

Что  такое  казацкая  община?  Если  смотреть  на  неё  с  гражданской  точки  зрения,  это  союз  членов,  которые  равны  по  правам  состояния  и  которые  и  которые  управляются  сами  собой…  Казак -  лицо  типическое,  оригинальное,  созданное  природою  и  временем.

 

К.Д.  Кавелин

Казачество -  это  поэзия  русско-славянского  мира.  Да  и  где  ей  было  развиваться,  как  не  там,  куда  каждый,  недовольный  своим  положением.  Бежал  пожить  на  просторе,  и  где,  не  стесняемый  ничем,  он  мог  по-своему  развивать  и изведать  все  свои  силы.

 

КАЗАК- каждый  отдельный  представитель  казачьего  народа  множ.  число  КАЗАКИ  с  ударением  на  последнем  слоге.

Женск.  род  -КАЗАЧКА.

КАЗАКИ -  народность,  образовавшаяся  в  начале  новой  эры,  как  результат  генетических  связей  между  туранскими  племенами  скифского  народа  Кос-Сака  и  Приазовских  Славян  Меото-Кайсаров  с  некоторой  примесью  Асов—Аланов  или  Танаитов (Донцов).  Сообщения  древних  историков  и  географов,  вместе  с  данными  археологии, дают  возможность  установить  довольно  точно  эпоху  и  место

 

возникновения нашего  имени  в  его  первоначальных формах,

а  также  неизменность  процессов  метисации  разнообразных  племён,  при  создании  единой  народности  Казачьей  и  время  торжества  среди  них  славянской  речи.  От  глубокой  двадцативековой  древности  и  до  наших  дней  звучание  и  начертание  Казачьего  имени  в  источниках  подвергалось  только  незначительным  изменениям.

Наша  древняя  история  пока  восстановлена  только  в  схеме  и  потому  не  раз  представляется  в  искажённом  виде,  иногда  по  неведению,  а  чаще  по  национальным  соображениям  чуждых  нам  историков.  Вместе  с  тем,  непоколебимой  остаётся  старая  точка  зрения,  изложенная  в  географическом  труде  профессора  Московского  университета  Е.Ф.  Зябловского  ( Всеобщая  география  Российской  империи, М.  1807г. ч.3 стр. 16)  и  в  учебнике  русской  географии  К.И.  Арсеньева,  где  Казаки  указываются  в  качестве  особого  славянского  народа,  занимающего часть  России,  наряду  с  господствующими  Россиянами  и  покорёнными  Поляками.

КАЗАЧКИ-  казаки далёкие  потомки  первого  человека;  они  тоже  знали,  что  « нехорошо  человеку  быть  одному»  и  умели  ценить  своих  КАЗАЧЕК,  друзей  помощниц  в  трудах и  во  всех  делах  праведных  и  греховных.  Они  никогда  не  сомневались,  что  их  жёны – «кость  от  костей  их  и  плоть  от  плоти»  их  казачьего  рода.  Однако,  в  истории  и  литературе  принято,  по  некоторым  весьма  шатким  указаниям,  производить  казачьих  жён  от  Турчанок,  Гречанок,  Черкешенок,  Русских,  Украинок,  Калмычек и т.п.  И  несмотря  на  то,  что  такое  мнение  опровергается  археологией,  опровергается  историей,  опровергается  здравым  смыслом,  его  придерживаются  и  многие  казачьи  литераторы.  Между  тем  остатки  поселений  на  казачьей  земле  уже  для  времён  доисторических  свидетельствуют

Они  безусловно  случались,  но  только  в  виде  исключения,  а  не  как  общее  правило.  Казаки  и  на  наших  глазах  упорно  берегли  своё  племенное  лицо  и  больше  всего  при  помощи  женщин,  ревнивых  хранительниц  древних  обычаев  и  чистоты  крови.  Всем  известно,  как  Казачки  гордились  своим  происхождением  ( «Не  боли  болячка –я  КАЗАЧКА»),как  они  избегали  браков  с  иногородними,  как  недружелюбно  принимали  в  станицах  чужеродных,  казачьих  жён,  с  каким  предубеждением  относились  ко  всякому  чужинцу.  Это  отчётливо  бросалось  в  глаза.  В  18  веке  А.И.  Ригельман  писал о  Донцах:  « Жёны  их  лица  круглого  и  румяного,  глаза  тёмные  большие,  собою  плотные  черноволосые,  к  чужестранным  неприветливы».  На  Нижнем  Дону  именно  женщины  сохранили  до  наших  дней  остатки  наречия  Азовских  Казаков,  над  которым  непрочь  посмеяться  обруселые  жители  верховых  округов  и  украинизированные  Черноморцы,  но  в  котором,  как  нигде,  сохраняется  тайна  языка  казачьих  предков,  Славян-степников.  Всем  известно  также,  какое  большое  значение  имела  женщина  в  казачьей  семье  как  мать  и  хозяйка,  как  она  умела  посвятить  себя  семейной  жизни  и  воспитать  в  подрастающем  поколении  любовь  к  родной  земле,  чувство  национальной  гордости  и  кровной  близости  к  единоплеменникам,  чувство  собственного  достоинства,  наряду  с  уважением  к  человеческой  личности  и  к  старшим.  Свободная,  в  среде  не  знавшей  рабства,  крепостных  господ,  закрытых  теремов,  она  сознательно,  как  полноправный  член  семьи  отдавала,  свои  силы,  а  часто  и  кровь  для  её  благосостояния  и  благополучия.  Девушка  была  свободна  в  личной  жизни.  Родители  не  посягали  на  её  волю  и  не  выдавали  замуж  помимо  её  согласия.  В  случае  неудачного  брака,  она  могла  добиться  поддержки  общества  и  развода.

Оберегая  вдов  и  сирот  от  нищеты,  обычное  право  позаботилось  о  них,  установив  специальный  земельный  надел,  «вдовий  и  сиротский»  пай.  Обычай  не  разрешал  Казачке  идти  в  услужение  к  богачу.  Прислужницами  могли  быть  только  пленницы.  Женская  прислуга  и  называлась  у  Казаков  «ясырками».  Пока  Казак  был  на  долгой  военной  службе,  его  жена  вела  своё  хозяйство  часто  в  одиночестве.  Не  зная  барщины,  в  свободном  труде  она  привыкла  к  аккуратной  и  добросовестной  работе.  И  если  муж  сдержал  в  холе  своего  коня,  то  жена  не  менее  любовно  чистила  и  мыла  свой  курень.  Иностранец  писал: « Дом  и  особенно  стены  в  казачьем  доме  содержатся  в  такой  чистоте,  в  какой  бывает  посуда».  Л.Н.  Толстой  в  повести  « КАЗАКИ»  замечает: « Красота  Гребенской  Казачки  особенно  поражает  соединением  черкесского  лица  с  широким  сложением  северной  женщины.  Щегольство  и  изящество  в  одежде  и  особенно  убранство  хат  составляют  привычку  и  необходимость  в  их  жизни».  Века  постоянных  боевых  тревог  выработали  в  Казачке  бесстрашную  решительность и  способность  сохранять  присутствие  духа  в  моменты  неожиданной  опасности.  На  реке  она  управлялась  с  каюком,  скакала  верхом  на  коне,  ловко  владела  арканом,  луком  и  самопалом.  Умела  встать  с  оружием  в  руках  на  защиту  своих  детей  ,  куреней,  станиц.  И  несмотря  на  всё  это,  она  не  теряла  основных  черт,  присущих  слабому  полу:  женственности,  сердечности,  кокетства,  любви  к  нарядам.  Воспитанные  в  героических  преданиях  родной  земли,  в  эпоху  последней  борьбы  за  Старое  Поле,  за  Казачий  Присуд  (1917-1920),  Казачки  проявились  бескомпромиссными  патриотками.  История  не  сохранит  имён  всех  героических  участниц  казачьих  походов  и  фронтовых  страд,  но  они  будут  жить  в  памяти  народа.

В  безымянных  Казачках  Кривянской,  Заплавской,  Бесергеневской  и  Раздорской  станиц,  с  косами  и  вилами  поддержавших  своих  мужей  в  дни  борьбы  за  Новочеркасск  14-15  апреля  1918  года,  в  тех  уральских  станичницах,  мужество  которых  признал  даже  автор  со  стороны  враждебной  ( Фурманов):  « Уральцы  от  старого  до  малого,  даже  женщины,  защищались  до  последних  сил».  В  эти  тяжёлые  моменты  борьбы  за  Казачью  Идею,  когда  мужское  население  станиц  билось  на  фронте,  Казачки  не  только  вели  хозяйство  по  домам,  но  одновременно  обслуживали  и  тылы  армии:  в  зимние  стужи,  в  морозы  и  метели  подвозили  к  фронту  патроны,  снаряды  и  продовольствие,  увозили  обратно  раненых  и  убитых,  среди  которых  часто  бывали  и  близкие  им  люди.

Известно,  какой  стоический  героизм  проявили  Казачки  в  жестокие  годы  «раскулачивания»  и  «сплошной  коллективизации».  В  голоде,  в  холоде,  при  постоянном  гнёте  бесчеловечной  власти  они  сумели  всё  же  возрастить  новое  крепкое  казачье  поколение,  непримиримое  к

поработителям,  готовое  биться  с  любым  союзником  против  их  власти,  предпочитавшее  смерть  в  Лиенце  новому  рабству  в  СССР.  На  протяжении  почти  всей  нашей  истории  тяжело  складывалась  жизнь  КАЗАЧКИ  на  широком  Старом  Поле.  Много  страданий  пришлось  на  долю  матерей  и  жён.  И  не  без  оснований  воспел  их  святые  слёзы  трогательный  казачий  сказ:

« Это  случилось  давно,  братья  соколы,  ещё  в  те  времена,  когда  Казакам  часто  приходилось  биться  и  гибнуть  в  степях  и  на  синем  море,  когда  души  погибших  реяли  в  туманах  над  речными  мелями,  над  болотистыми  лиманами,  когда  горькие  причитания  по  павшим  неслись  с  каждого  хутора,  как  шум  воды  на  порогах.  Однажды  спустилась  на  землю  Пречистая  Дева,  наша  Небесная  Мати.  Вместе  со  святым  Николаем,  в  лучшей  своей  жемчужной  короне,  тихо  скользила  Она  вдоль  обширного  казачьего  края,  внимая  горькому  плачу  своих  детей.  И  когда  наступил  знойный  день,  пересохли  от  жалости  уста  Её  и  нечем  было  их  освежить.  Никто  на  хуторах  не  отвечал  на  их  стук,  никто  не  подходил  к  дверям  и  только  громче  раздавались  за  ними  горькие  рыдания.  Тогда  подошли  они  к  широкой  реке.  И  только  наклонилась  к  её  струям  Пречистая  Мать,  как  упала  корона с  Её  головы,  упала  и  скрылась  глубоко  под  водой.  –Ах,  сказала  Она,  пропали  мои  прекрасные  жемчуга.  Никогда  больше  не  будет  у  меня  таких  красивых.  Но  когда  возвратились  они  в  свой  Небесный  Дом,  то  увидели  на  Её  золотом  троне  такие  же  сияющие  зёрна  драгоценного  жемчуга.  –Как  же  они  попали  сюда? –воскликнула  Она, -  ведь  я  их  потеряла.  Наверное,  их  нашли  Казаки  и  передали  их  для  меня.  _ Нет,  Матушка, - сказал  Ей  Сын,  это  не  жемчуга,  а  слёзы  казачьих  матерей.  Ангелы  собрали  их  и  принесли  к  Твоему  престолу. Вот  почему  в  казачьей  земле  жемчуга  и  до  сих  пор  связаны  со  слезами «.

День  Казачки –матери  праздновался  21  ноября  каждого  года.

АГРАХАНСКИЕ  КАЗАКИ. – 500  казачьих  семей,  принудительно  переселённых  за  Терек  на  реку  Аграхань.  В  Полном  Своде  Законов  Рос.  Имп.  Под  №  4462, 5.2.  1724г.  говорится:  По  тому  Его  Императорского  Величества  указу,  Правительствующий Сенат  приказал:  «  оных  Казаков  на  Аграхань  и  на  Гребни  по  500  семей  перевесть  будущим  летом  за  их  провожатыми,  и  идти  им  сухим  путём».  В  течении  десяти  лет  эти  переселенцы  на  Сулак  и  Аграхань  «  от  неприятельского  разорения  перевожены  на  житиё  с  места  на  место  трижды».  Многие  из  них  погибли  от  непревычного  климата,  малярии  и  постоянных  боевых  стычек  с  местными  горцами.

В  1736 г.,  когда  Аграхань  и  Сулак  были  возвращены  Персии,  их  остатки,  в  числе  452  служилых  Казаков  и  их  семей,  отведены  за  реку  Терек.  После  этого  они  в  актах  называются  Терским  Семейным  Войском,  в  отличии  от  полковых  Казаков  города  Терки  и  вольных  Гребенских.  Последние  отошли  за  Терек  много  раньше  из  Кабарды,  где  они  проживали  между  верховьями  Терека  и  Кубани  и  назывались  Казаровцами.  В  1746 г.  они  объединились  с  Семейными,  от  этого  времени  они  все  вместе  стали  называться  Гребенскими  Казаками.

АЗОВСКИЕ  КАЗАКИ-
древние  жители  Приазовья  и  Нижнего  Дона.  Первое  известие  о  них  относится  к  10 веку,  когда  Персидская  география  Гудут  ал  Алэм  отметила  Землю  Касак  между  Азовским  морем  и  Кубанью.  По  русским  летописям,  княживший  там  тогда  же,  Мстислав  Томаторканский  комплектовал  свою  дружину  из  местных  племён  Казаров  и  Казяг.  Старинные  русские  историки  Болтин  и  Татищев  говорят:  что  в  1282 г.  татарский  баскак  Ахмат  вызвал  с  Кавказа  Пятигорских  Черкасов  или  Казаков  и  поручил  им  охранную  службу  в  Курском  княжестве.  После  они  же  основали  город  Черкассы  на  Днепре.  Эти  свидетельства,  без  сомнения,  относятся  к  предкам  Гребенских  и  Азовских  Казаков.  После  завоевания  Кавказа  и  Крыма  Турками,  Азовские  Казаки  оставались  в  Приазовских  степях,  а  частично  селились  в  Азове.  Они  продолжали  свои  кочевые  и  военные  промыслы.  Иногда  нападали  на  московские  окраины  и  на  посольские  караваны.  Однако  часть  их  вызвала  недовольство  султана  и  в  1503 г.  спасаясь  от  карательной  экспедиции  должна  была  перекочевать  в  лесо-степь  между  Северским  Донцом  и Десной.  Отсюда  они  вскоре  предложили  свои  услуги   Московскому  великому  князю,  с  тем,  что  они  будут  ему  помогать  в  его  войнах  с   Польско-Литовским  королём,  а  за  это  никто  не  должен  им  препятствовать,  « со  своими  жёнами  прикочевав,  житии  у  Путивля  и  слугами  бытии».  После  того,  как  Азовские  Казаки  прожили  полвека  в  области  Северской,  их  стали  называть  Северюками.  Перешедшие  в  осёдлость  остались  на  месте,  как  Казаки  Путивльские,  а  кочевое  племя  Сары  Азман  возвратилось  на  Дон.  Московские  и  некоторые  сохранившиеся  ордынские  акты  от  этого  времени  называют  их  и  Казаками,  и  Северюками,  и  Черкесами,  а  к  Азовским  относят  только  ту  часть  Казаков,  которые  остались  лояльными  по  отношению  к  султану  и  долго  ещё  не  расставались  с  берегами  Азовского  моря.  Вспоминают  их,  как  Черкасов  славянской  или  русской  речи.  Язык  Азовских  Казаков  сохраняется  на  Дону  в  некоторых  чертах  диалекта  Донских  Казаков  Низовых  или  Старых.  Остатки  Азовских  Казаков  после  присоединения  к  России  Приазовского  края,  указом  от  9  января  1737 г.  помещены  в  гарнизон  крепости  св.  Анны  на  Дону  под  их  прежним  именем.  В  1769 г.  они  распущены  и  включились  в  Донскую  общину.

 

АЗОВСКОЕ  КАЗАЧЬЕ  ВОЙСКО- составилось  в  1828 г. из  возвратившихся  под  власть  России  задунайских  эмигрантов  Запорожцев.  После  разгрома  Сичи  в  1775г.,  часть  её  гарнизона  не  пожелала  покориться  и  ушла  на  турецкую  землю.  Однако  жизнь  вдали  от  родины,  на  новом  месте  за  Дунаем,  под  властью  иноверных  турецких  чиновников,  большинству  из  них  оказалось  не  по  душе.  Даже  рождённые  на  чужбине  мечтали  возвратиться  на  свои   прежние  земли  и  вновь  соединиться  с  братьями  по  крови-Казаками.  В  1828 г.  перешли  на  сторону  России с  частью

Задунайских  Казаков.  Когда  война  окончилась  в  их  распоряжение  был  предоставлен  юрт  земли  между  Бердянским  и  Мариуполем.  Они  считались  Азовским  казачьим  Войском  до  1864 г.,  когда  все  целиком  переселились  на  Сев.  Кавказ  и  влились  в  Кубанское  каз.  Войско.

 

АСТРАХАНСКОЕ  КАЗАЧЬЕ  ВОЙСКО.

- как  организованная  военная  община,  образовалась  из  остатков  Волгских  Казаков  после  переформирования  Астраханской  казачьей  команды  в 1-й  Астраханский  каз.  полк.    Произошло  это  в  1750 г.  Астраханские  Казаки  занимают  разрозненные  юрты  вдоль  правого  берега  Волги  на  всём  её  протяжении  в  губерниях  Астраханской  и  Саратовской.

 

БЕЛОМЕСТНЫЕ  КАЗАКИ 
-общины  служилых  Казаков  обосновавшихся  в  Московии  и  в  16  веке  получивших  «обелённые»,  свободные  от  податей,  наделы  земли.  Больше  всего  Б. Казаков  находилось  на  Верхнем  Дону  и  в  районах  Ельца,  Курска,  Орла,  Путивля.  Они  управлялись  атаманами,  но  подчинялись  местным  воеводам;  занимались  земледелием  и  несли  по  очереди  гарнизонную  и  полковую  службу,  наряду  с  Казаками  -«однодворцами»  и  «детьми  боярскими».  В гг.  1794 -1801  большинство  из  них  переселено  на  Кавказскую  линию,  оставшиеся  на  местах  после  слились  с  окружающим  русским  населением.

 

ВЕРХОВЫЕ  КАЗАКИ – Казаки,  вернувшиеся  на  Дон с  севера,  в  отличие  от  Низовых,  пришедших с  Донца  и  Северщины (Севрюков,  Азовских,  Белгородских,  Сары-Азманов).  Первоначально  В. Казаки  назывались  те,  которые  проживали  в  самых  верховьях  р.  Дон,  в  примыкающим  к  ни  областях.  На  Старое  Поле  они  возвращались  разновремённо  одиночками,  и  семьями,  и  целыми  служилыми  станицами  от  второй  половины  16 до  начала  18  века.  Расселившись  на  берегах  Среднего  Дона,  они  сохранили  своё  первоначальное  прозвище  Верховых.  Судя  по  русским  актам,  граница,  разделяющая  Верховых  и  Низовыми,  проходила  на  уровне  ст.  Цимлянской,  где  основная  казачья  речь  Донских  Черкасов  к  северу  переходит  в  диалект  близкий  к  русскому  орловско-курскому.

ВОЛГСКИЕ  КАЗАКИ-  вначале  переселены  с  Дона  на  Волгу  Указом  от  15  января  1734 г.,  в  количестве  1057  семей  из  которых  520 –Донцов,  а  537-  Днепровских  Черкасов,  проживавших  на  Дону.  Их  расселили  между  Царицыным  и  Камышином  и  назвали  Волгским  казачьим  войском.  После  восстания  Пугачёва,  большая  их  часть  выселена  по  Указу  от  5 мая  1776 г.  в  Царицынское  укрепление  (после  станица  Кавказская),  а  потом  ближе  к  Пятигорску.  В  1860 г.  станицы  В. Казаков  причислены  к  Терскому  каз.  Войску.

ВСЕВЕЛИКОЕ  ВОЙСКО  ДОНСКОЕ -  название  независимого  государства,  Донской  Республики,  принятое  Кругом  Спасения  Дона  18  мая  1918  года.  Оно  было  утверждено  постановлением  Большого  Донского  Круга  15  сентября  того  же  года.  Атаман  Краснов  предложил  это  название  для  возродившейся  Донской  Республики,  руководствуясь  титулом,  принятым  в  царских  посланиях  на

Независимый  Дон  в  17  веке.: «  Атаманам  и  Казакам  и  Всему  Великому  Войску  Донскому».  Всевеликое  Войско  Донское  пало  под  ударами  советских  армий  в  начале  1920г.

ГОРОДОВЫЕ  КАЗАКИ –казачьи  общины,  проживавшие  во  многих  пограничных  городах  Московии  и  выделявшие  своих  людей  в  полковую  и  станичную  службу.  Первое  отчётливое  упоминание  о  Г.  Казаках  относится  к  1502 г.,  когда  Московский  великий  князь  Иван -3  приказывал  княгине  Рязанской  Агрипине: «Твоим  служилым  людям  и  городовым  Казакам  быть  всем  на  моей  службе,  а  кто  ослушается  и  пойдёт  самодурью  на  Дон  в  молодечество,  их  бы  ты,  Агренина,  велела  казнити».  Но,  вероятно,  к  городовым  можно  причислить  и  тех  Казаков,  которых  летописи  и  акты  от  середины  15 века  называют  Городецкими  и  Рязанскими.  Вообще,  русские  летописи  начинают  замечать  Казаков  только  через  пол  века  после  изгнания  их  Татарами  с  берегов  Дона,  т.е.  с  того  времени,  когда  они,  прийдя  в  себя  на  чужой  земле,  начали  боевую  службу  князьям  Рязанским  и  князьям  Московским.  Служба  Г. Казаков  с  самого  начала  носила  характер  регулярный,  а  при  Иване  Грозном  и  полностью  регламентирована  специальным  уставом.  Последнее  мероприятие  отделяло  их  от  Казаков  Вольных  и  Донских  и  привязывало  к  общим  интересам  Московии.  Из  них  «верстались»  Казаки-дети  боярские,  Казаки-дворяне,  Казаки-помещики,  Казаки-однодворцы,  Казаки –полковые  и  Казаки  станичной  сторожевой  службы.  Г. Казаки  назывались  именем  того  города,  в  котором  проживали  они  сами  и  их  семьи.

За  службу  правительство  расплачивалось  с  Казаками  денежным  жалованьем  и  земельными  наделами,  поселяя  их  преимущественно  в  пограничных  городах.  Последние  волны  их  переселения  поглотила  Кавказская  линия,  куда  их  станицы принесли  названия  городов  прежней  службы.  22  июня  1822 года  издано  Положение  о  городовых  казачьих  полках  в  Сибири.  Это  были  последние  Г. Казаки,  которые  потом  вошли  в  состав  Сибирского,  Семиреченского  и  Забайкальского  Войск.

ГРЕБЕНСКИЕ  КАЗАКИ – на  совремённом  языке

« Горские  Казаки»,  название  сохранившееся  до  недавна  за  теми  Казаками.  которые  в  16 веке  пришли  на  Нижний  Терек  из  гор-гребней.  Коренные  Терские  Гребенцы  начали  службу  Ивану Грозному  в  1577 г.  Тогда  же  царь  признал  за  ними  право  на  берега  реки  Терека.  От  1860г.  Г.К.  стали  числиться  в  составе  Терского  казачьего  Войска.

 

ДОНСКИЕ  КАЗАКИ-  одна  из  ветвей  Казачьего  народа,  народ  славянской  речи,  живущий  на  берегах  реки  Дон  и  его  притоков; Д.К.  всегда  составляли  особое  политическое  общество,  возникшее  из  остатков  донских  и  приазовских  племенных  образований.  Далёкие  предки  Д.Казаков  были  в  какой-то  мере  связаны  генетически  со  скифским  народом  Сака  или  Саха,  туранская  часть  которых  была  греческим  географам  в  начале  новой  эры.

 

ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЕ  КАЗАЧЬЕ  ВОЙСКО

-учреждено  в  1788 году  распоряжением  Русского  правительства.  После  разгрома  Сичевой  республики (1775г.)

(СИЧ  Запорожская-  название  укреплённого поселения  на  Днепре  ниже  порогов,  но  под  этим  именем  понималась  и  вся  Казачья  Низовая  Республика),  после  восстания  Пугачёва  и  укрощения  Яицких  Казаков,  Совет  при  Высочайшем  дворе  постановил  истребить  и  Сич  Запорожскую.  Казачье  имя  на  Днепре  было  изъято  из  официального  обращения.  Но  в  1788 г.  Казаков  снова  стали  называть  их  прежним  родовым  именем.  Было  учреждено  Войско  верных  Казаков  Черноморских  и  Екатеринославское  Войско , в  которое  вошли  Казаки,  находившиеся  до  этого  на  положении  мещан  и  крестьян.  К  ним  же  причислены  какие  то  старообрядцы  и  «разные  выходцы»,  вероятно,  потомки  булавинцев,  скрывшихся  в  своё  время  на  землях  Запорожского  Низа.  Это  войско  было  упразднено  в  1802 г.,  а  Казаки ,  его  составлявшие,  к  1804  году  поселены  вместе  с  Донцами  на  Кавказской  Линии.

ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ  КАЗАЧЬЕ  ВОЙСКО-


Организованное  военное  общество  из  сибирских  Казаков  и  коренного  населения  Тунгусов  и  Бурят.  Сибирские  Казаки  появились  здесь  впервые    около  1639 года.  К  этому  времени  они  уже  состояли  в  московском  служилом  разряде  и  способствовали  расширению  русских  границ  Сибири.




Источник: http://казаки ,донские казаки,
Категория: Мои статьи | Добавил: viktor (11.05.2010) W
Просмотров: 3678 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Константин  
0
Президенту Р.Ф.
Медведеву Д.А.
Инновация.
Прошу принять к рассмотрению.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич здравствуйте!
Видя старания и рвение казаков послужить России.
Предлагаю, на базе, Вооружённых Сил Российской Федерации
сформировать: «Казачий корпус».
и доверить ему, внешнею охрану, границ, России.
То – есть, саму, границу, с, наружи.

Обязанности для: «Казачий корпус».
Гарантии конституции Российской Федерации.
В виде внешней охраны, посольств России за рубежом, границ, России.
Создать конкурс на телевидение: «Люблю тебя моя Россия».
От каждого края:
«Представление края, от бывших участников, фабрики звезд, на первом».
В, жури конкурса, один всегда герой России, должен быть.
Как свадебный генерал: «И перед людьми пристойно, и для молодых, пример для подражания.
Дисциплины конкурса:
1) Позитивная презентация своего края. У нас живут добрые достойные люди. Вас, ждет, теплый, прем. Приезжаете к нам в гости. В наш гостеприимный, теплый, комфортный для жизни край.
2) Достижения своего края во благо России.
3) Москва столица нашей родины России.
Финал конкурса с продажей сувениров, провести летом в Москве,
на базе жилых корпусов, Суворовского и т.п., училищ.
Из финалистов конкурса.
Создать фольклорно патриотический ансамбль с выставкой продажей сувениров и через гос - концерт, отправить его на полгода в гастроли
по нашим посольствам Европы и т.д. А, они найдут, себе там подработку,
на местных концертных площадках, и заплатят налоги.
Считаю, что: «Ежегодные, культурные обмен, направлен ликвидировать, невежество к России.
В, других странах, мира. И нам самим поможет не забывать, что Россияне, культурные люди.
Это не только займет казаков их историческим занятием, но и создаст положительный, позитивный, имидж России в других странах мира.
И будет самоокупаемом.

Ларичев К.А.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024