Суббота, 27.04.2024, 21:01
История России и Казачества
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
История России [19]
История России
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Казаки продолжение 2
Выписка  из  советской  военной  энциклопедии (Т.4,  Воениздат, 1977 год).

…Первая  мировая  война,  сопровождавшаяся  ростом  обнищания  народных  масс,  привела  к  тому,  что  во  время  Февральской  революции  казаки  перешли  на  сторону  народа.


…Интервенция  стран  Антанты  и  резкое  обострение  классовой  борьбы  в  Советской  республике,  вызванное  иностранным  вмешательством,  усилили  колебания  среднего  казачества  и  дали  возможность  зажиточной  части  и  офицерской  верхушке  свергнуть  в  1918-  1919  годах  Советскую  власть  на  Дону,  Кубани,  Урале,  Оренбурге  и  Сибири  и  создать  в  этих  областях  контрреволюционные  правительства,  возглавляемые  атаманами…В  ходе  войны,  пройдя  суровую  школу  колчаковщины  и  деникинщины,  трудовая  массы  казачества  перешли  на  сторону  Советской  власти.  Вступив  в  советские  кавалерийские  части,  соединения  и  объединения,  трудовое  казачество  вписало  героические  страницы  в  историю  борьбы  Красной  Армии  за  победу  в  гражданской  войне.  В  рядах  Красной  Армии  самоотверженно  сражались  советско-кавалерийские  части,  соединения  и  объединения  под  командованием  Думенко,  Каширина,  Миронова,  Будённого…


Состоявшийся  в  феврале –марте  1920  года  1  Всероссийский  съезд  трудовых  казаков  закрепил  переход  казаков  на  сторону  Советской  власти.  Постановлением  ВЦИК  1920  года  на  казачьи  области  распространялись  действующие  в  РСФСР  общие  законоположения  о  землеустройстве  и  землепользовании,  что  положило  конец  существованию  казачества  как  особого  сословия.  20  апреля  1936  года ЦИК  СССР  отменил  существовавшие  для  казачества  ограничения,  касавшиеся  службы  в  Красной  Армии.  Перед  Великой  Отечественной  войной  были  сформированы  казачьи  кавалерийские  дивизии,  а  в  ходе  войны ( декабрь  1941 г.)  и  казачьи  кавалерийские  корпуса,  которые  наряду  с  другими  кавалерийскими  соединениями  мужественно  сражались  с  немецко-фашистскими    захватчиками.  Кавалерийские  соединения  под  командованием  генералов:  П.А. Белова,  Л.М  Доватора,  Н.Я. Кириченко,  И.А. Плиева,  А.Г. Селиванова  и др.  показали  в  войне  высочайшие  образцы  самоотверженности  и  героизма. «


Странная  судьба…  Страшная  судьба  казачества…


Мы  привели  специально  две  противоположные  точки  зрения  на  роль  казачества  в  гражданской  войне:  белогвардейскую  и  коммунистическую,  при  разночтении  они  сходятся  в  одном:  казаки  были  обречены  как  социальная  группа.  Но  вот тут  начинается  странное  противоречие:  упразднённое  в  1920  году  как  социальное  явление,  казачество,  оказывается,  продолжало  существовать!  Иначе  чем  объяснить  его  появление  в  1936 году?  Казаки,  истребляемые  в  гражданскую  войну  и  многие  годы  спустя,  казаки,  скрывавшие  своё  казачество,  заполнявшие  собою  все  поры  ГУЛАГа,  «показали  высочайшие  образцы  самоотверженности  и  героизма  в  Великой  Отечественной  войне.  Кроме  физического  уничтожения,  казаков  старались  истребить  и  духовно.  Методично  искажался  исторический  облик  казака,  нагнеталась  ложь.  Вот,  например,  такие  строки  из  газеты  1919 года  4  февраля  « Известия  ВЦИК»:


«Казачья  масса  настолько  некультурна,  что  при  исследовании  психологических  сторон  этой  массы  приходится  заметить  большое  сходство  между  психологией  казачества  и  психологией  зоологического  мира.»  «В  ухе  казака  обыкновенная  серьга,  а  то  иногда  их  даже  две.  Иногда  приходится  видеть  казака,  у  которого  даже  в  носу  проделана  дырка  для  вставления  особого  сорта  кольцеобразного  приспособления.»  Это  не  бред  сумасшедшего.  Автор  статьи  либо  Троцкий,  либо  Главнокомандующий  всеми  вооружёнными  силами  республики  Вацетис.  Опубликованная  в  центральной  прессе,  эта  ложь  стала  ещё  одной  строкой  в  приказе  ко  всем  силам  республики: « Убивай – КАЗАКИ  не  люди!»  Мы  не  станем  говорить  о  том,  как  исполнялся  этот  приказ.  Это  помнят  в  каждой  казачьей  семье,  это  рубец  в  каждом  казачьем  сердце!


 

НОВЫЕ  КАЗАЧЬИ  ЗАПОВЕДИ.

 

   1. Люби  Россию,  ибо  она  твоя  Мать  и  ничего  в  мире  не  заменит  тебе  Её.
   2. Люби  Дон,  ибо  он  колыбель  твоей  свободы.
   3. Люби  правду,  ибо  она  единственный  маяк  в  жизни  человека.
   4. Все,  кто  идёт  против  Отчизны  твоей, -враги.
   5. Только  в  борьбе  за  счастье  Родины  ты  обретёш  своё  утерянное  право.
   6. Веруй  твёрдо  в  правоту  своего  дела,  ибо  вера -  единственный  камень,  на  котором  ты  построишь  новую  Отчизну.
   7. Люби  всё,  что  с  ранних  лет  ты  впитал  в  кровь  и  плоть  в  вольных  степях  твоей  Родины.
   8. Зови  всех  свободных  и  сильных  вперёд.
   9. Мир,  красота,  любовь  и  правда -  вот  лозунги  на  твоём  знамени  на  путях  к  России.
  10. Соблюдай  правила  и  обычаи  народа  твоего.  Никогда  никого  не  поучай  с  высока,  но  объясняй  и  советуй  и  только  тогда,  когда  у  тебя  совета  спросят.  Тогда  станица -  любое  казачье  объединение  станет  домом  тебе,  отцом  и  матерью  твоими.

 

 

ОСНОВНЫЕ  КАЗАЧЬИ  ТЕРМИНЫ,ПОНЯТИЯ,СИМВОЛЫ,ЗНАКИ.


 

АТАМАН
- звание  каждого  выборного  вождя,  начальника,  лидера  в  казачьих  обществах.  На  Дону  известны  атаманы:  Войсковые,  Главного  войска,  Походные,  Наказные,  Зимовых  станиц,  округов,  станиц,  посёлков,  хуторов,  мелких  отрядов.

БАШЛЫК-
кавказский  и  казачий  покров  на  голову;  шьётся  из  тонкого  сукна  в  виде  квадратного  мешка  с  двумя  открытыми  сторонами  и  с  длинными  лопастями  в  открытом  углу.  В  зависимости  от  того,  как  повязывался  башлык,  можно  было  узнать  возраст  казака  и  его  отношение  к  службе  в  данный  момент:  башлык,  завязанный  на  груди,  означал,  что  казак  отслужил  срочную  службу;  перекрещённый  на  груди -  следует  по  делу;  концы,  заброшенные  за  спину, -свободен,  отдыхает.

БУЛАВА
–деревянный  стержень  с  металлической (серебряной) шишкой  на  верхнем  конце;  в  древности  служил  оружием;  символ  военной  власти,  которой  наделяется  атаман.

БУЛАТ
–кованная  сталь  высокого  качества,  идёт  на  выделку  ценных  клинков;  самый  лучший  булат-дамасский.

БУНЧУК
–общевойсковая  казачья  регалия  в  виде  конского  хвоста,  выпущенного  из  серебряного  шара  на  длинной  палке.  Знак  Ставки,  символ  атамана  на  походе,  принадлежал  войсковому  соединению,  на  походе  и  в  бою  следовал  за  командующим.  В  мирное  время  хранился  в  церкви,  выносился  только  по  праздникам  как  подтверждение  его  значимости  и  присутствия  атамана.  В  армии  часть  функций  бунчука  унаследовали  полковые  и  именные  штандарты.

 

БУРКА
- войлочный  мохнатый  плащ,  широко  распространенный  на  Кавказе  и  у  Казаков.

 

ЕСАУЛ-
  помощник,  заместитель  атамана.

ЗИМОВАЯ  СТАНИЦА-
  казачье  посольство  в  Москве.

ЗНАМЯ
-  шёлковое  полотнище  с  изображением  государственных  эмблем.  Знамя  служило  символом  полкового  объединения,  святыней,  за  которую  каждый  воин  должен  был  биться  не  щадя  жизни.

КАПЛИЦА 
-небольшая  часовня,  часть  собора  или  отдельное  культовое  сооружение  или  церковный  придел.  КРУГ – у  Казаков  служит  обозначением  всякого  народного  собрания, -  высший  орган  законодательной  власти  у  донских  казаков,  решавший  важнейшие  вопросы  казачьей  жизни.

КОЛЬЦО
–мужчины  у  казаков,  как  правило,  колец  не  носили.  Так  что  это  женская  символика.  Серебряное  кольцо  на  левой  руке  - девушка  на  выданье.  На  правой  - просватана.  Кольцо  с  бирюзой  -  жених  служит (бирюза – камень  тоски).  Золотое  кольцо  на  правой  руке –замужняя,  на  левой  - разведённая ( развод  у  казаков  существовал  всегда).  Два  золотых  кольца  на  одном  пальце  левой  руки –вдова ( второе  кольцо  умершего  мужа,  хотя,  будучи  казаком  и  получив  кольцо  при  венчании,  он  на  руке  не  носил).

ЛАМПАС
-  цветная  полоса  тонкого  сукна,  шириной  в  три  пальца,  нашитая  на  внешний  шов  синих  казачьих  шаровар.  Возник  в  глубокой  древности.  Кожаным  лампасом  кочевники  Великой  степи  от  скифов  до  бродников  прикрывали  боковой  шов  штанов.  У  казаков  приобрёл  значение  принадлежности  к  казачьему  сословию,  а  по  цвету -  к  войску.  Лампас  введён  в  казачью  форму  во  время  Екатерины 2  для Донцов  и  Сибирцев  - красного  цвета,  для  уральцев – малинового,  для  Оренбургцев -  тёмно-голубого,  для  Астраханцев,  Семиреков,  Забайкальцев,  Амурцев,  Уссурийцев  - жёлтого,  Терцы  и  Кубанцы  вместо  лампаса  нашивали  серебряный  галун.  Лампас  стал  символом  освобождения  от  всех  видов  государственных  платежей,  символом  казачьей  независимости  и  национальной  обособленности.

НАГАЙКА
– короткая,  твёрдая  плеть  для  наказания  коня,  знак  есаульца  и  приставов  на  Кругу.  В  повседневной  жизни  знак  власти  у  полноправного  строевого  казака.  В  некоторых  станицах  нагайку  разрешалось  носить  только  женатым.  Дарилась  зятю  тестем  на  свадьбе  и  висела  в  курене  на  левом  косяке  к  двери  в  спальню.  Как  знак  полной  покорности  и  уважения  могла  быть  брошена  к  ногам  уважаемого  гостья  или  старика,  который  был  обязан  её  вернуть,  а  бросившего  расцеловать.  Если  старик  через  нагайку  переступал,  это  означало,  что  покорность  ему  не  угодна  и  обида  или  грех  провинившегося  не  прощён.

НАСЕКА
– род  булавы,  знак  достоинства  низших  казачьих  начальников  и  станичных  атаманов;  длинная  деревянная  трость,  обвитая  резьбой  в  виде  веток  и  окрашенная  под  орех,  а  на  ней  серебряная  головка,  небольшое  шаровидное  навершие,  на  котором  первоначально  «насекались»  имена  атаманов,  владевших  насекою.  Символ  гражданской  власти  атаманов  всех  степеней.

ПАЛАШ
–однолезвийное  холодное  оружие  с  длинным  прямым  клинком  длиною  80 -90 см.,  с  заточенным  для  уколов  концом,  вкладываемым  в  ножны.  Прототип  казачьего  палаша  с  эфесом ( рукоятка  холодного  оружия сабли,  шашки,  палаша  и  т.п.)   без  охранной  дужки.

ПИКА –колющее  оружие  степного  воина  с  древком  саженной (сажень –2м. 13 см.)  длины,  с  тупым  металлическим  основанием  и  трёхгранным  втульчатым  наконечником-остриём;  применялась  почти  исключительно  во  время  конных  атак.


ПОСОХ
–символ  старости  и  мудрости.  Члены  Совета  стариков  всегда  все  сидели,  опершись  на  посох.  Поднятый  посох  означал  призыв  Круга  к  молчанию.  Шапка,  поднятая  на  посохе, -особое  важное  сообщение.

ПОГОНЫ-
неотъемлемая  часть  одежды  казака  строевого  возраста,  Обязательно  носились  казаком  до  выхода  «на  льготу».  Офицерские  погоны,  галуны  и  шевроны  разрешалось  носить  пожизненно.

САБЛЯ
–обычно  украшенная,  старинная,  тоже  один  из  символов  атаманства.  Лично  ему  не  принадлежала,  а  была  у  него  на  хранении  во  время  правления.  Могла  храниться  в  церкви  и  надеваться  на  круги  по  праздникам.

СЕРЬГИ
(у  мужчин) -  означали  его  роль  и  место  в  роду.  Так,  единственный  сын  у  матери  носил  одну  серьгу  в  левом  ухе.  Последний  в  роду,  где  нет,  кроме  него,  наследников  по  мужской  линии,  серьгу  в  правом  ухе.  Две  серьги  -единственный  ребёнок  у  родителей.  Кроме  символического,  сакрального  значения  языческого  древнего  оберега,  играли  и  утилитарную  роль.  Командир  при  равнении  налево  и  направо  видел,  кого  следует  в  бою  поберечь.

ТЕМЛЯК
– петля  из  кожи  или  из  чёрной  ленты,  подвешенная  на  эфесе  шашки;  у  рядовых  бойцов  украшена  кистью  из  кожи,  а  у  офицеров- кистью  или  жолудем  из  витой  серебряной  канители;  во  время  рукопашного  боя  надевался  на  руку.

ФЛАГ
-  национальный  символ;  четырёхугольное  полотнище  разнообразное  по  размещению  цветных  полос  и  рисунков.  Флаг,  вывешенный  на  мачте  или  корме  судна,  указывает  его  государственную  принадлежность.  Флаг  служит  идейным  и  декоративным  украшением  домов,  улиц  и  парадов.  Казачьи  государства,  объявив  в  1

917  году  самостоятельность.  Избрали  себе  следующие  цвета:


Всевеликое  Войско  Донское- сине-жёлто-красный,


Расположенные  сверху  вниз  равными  горизонтальными полосами;  Кубанский  Край – сине-малиново-зелёный,  в  том  же  порядке;  Терек – весь  голубой  с  извилистой  белой  полосой  по  диагонали.


 

ФЛАГ  ВСЕВЕЛИКОГО  ВОЙСКА  ДОНСКОГО


Флаг  Всевеликого  Войска  Донского  был  утверждён  в  мае  1918  года  на  Кругу  спасения  Дона.  Он  состоял  из  трёх  продольных  полос  равной  ширины:  синего,  желтого  и  красного.  В  постановлении  Круга  по  этому  поводу  было  сказано: « Три  народности  издревле  живут  на  донской  земле  и  составляют  коренных  граждан  Донской  области -  донские  казаки,  калмыки  и  русские  крестьяне.  Национальными  цветами  их  были:  у  донских  казаков  - синий,  у  калмыков  -  жёлтый  и  у  русских -  алый».  В  1996  году  решением  Законодательного  собрания  Ростовской  области  к  левой  стороне  флага  были  добавлены  белая  полоса,  составляющая 1/5  часть  ширины  полотнища  и  символюзирующая  единство  Ростовской  области  и  России.


ПЕРНАЧ
–знак  высшего   атаманского  достоинства,  серебряная  позолоченная  булава  с  навершием  грушевидной  формы,  которое  поделено  на  восемь  долей.  Похожее  на  птичьи  перья;  образуемое  ими  навершие  укреплено  узким  концом    на  окованной  серебром  трости,  общей  длиною  около  80  см.  Пернач  вручался  новоизбранному  Войсковому  атаману.                                                                                       ГЕРБ – эмблема  государства,  организованного  общества,  города  или  знатного  рода.

ГЕРБ  ОБЛАСТИ  ВОЙСКА  ДОНСКОГО.


Герб  Области  Войска  Донского  был  утверждён  5(17) июля  1878 года.  Он  представляет  собой  изображение  геральдического  щита,  разделённого  вертикально  на  три  части.  По  бокам  на  синем  поле  находятся  символы  атаманской  власти:  слева – пернач,  насека  и  бунчук,  то  же  и  справа.  В  центре  на  сером  фоне  над  рекой  изображена  красная  крепость.  Над  щитом  изображены  двуглавый  орёл,  а  над  ним  большая  корона.  За  щитом  крестообразно  расположены  четыре  знамени  с  двуглавыми  коронованными  орлами.  Внизу  щит  обрамляет  Александровская  лента,  символ  неразрывного  единства  народов,  проживающих  на  Дону.


В  1996  году  этот  герб  был  несколько  переработан:  добавлены  золотой  колос  под  изображением  крепости,  старые  знамёна  заменены  на  знамёна  Российской  Федерации  и  Ростовской  области,  убрана  большая  корона.


ШАПКА
-  не  всякая,  специального  образца, - знак  обладания  юридическим  полноправием.  Казаки  нестроевых  возрастов  обязаны  были  носить  фуражку  без  кокарды,  но  это  повсеместно  нарушалось.  На  Кругу  казак  обязан  был  быть  в  шапке.  Иногородние  и  гости (не  казаки)   должны  были  присутствовать  с  непокрытыми  головами,  равно  как  и  не  имеющие  юридических  прав  казачества.  Снималась  во  время  молитвы,  присяги  и  выступлений  на  Кругу.  Шапка,  сбитая  с  головы,  была  вызовом  на  поединок.  В  курене  красовалась  на  видном  месте.  В  доме  вдовы  лежала  под  иконой,  что  означало,  что  семья  находится  под  защитой  Бога  и  общины.

ШАШКА
, первоначально  сабля – символ  всей  полноты  прав  у  казака,  а  также  обладание  им  паевым  земельным  наделом.  Вручалась  казаку  стариками  в  17 лет (за  особые  заслуги  раньше),  без  темляка.  В  21  год  при  отправке  на  службу  казак  получал  погоны,  кокарду  и  темляк.  В  церкви,  в  момент  слушания  Евангелия,  шашка  обнажалась    наполовину,  что  означало  готовность  казака  стать  на  защиту  христианства.  Сохранялась  в  семье  на  видном  месте.  Передавалась  от  деда  к  внуку,  когда  «старик  терял  силы»  и  менял  шашку  на  посох.  Если  в  роду  не  оставалось  наследников,  шашка  ломалась  пополам  и  укладывалась  в  гроб  умершему.  Шапку  и  шашку  казак  мог  потерять  только  вместе  с  головой.  На  Кругу  голосовали  шашками,  Не  обладавший  полноправием  шашку  носить  не  смел.  По  решению  Круга  казак  мог  быть  лишён  права  ношения  оружия  на  определённый  срок.  Следующим  наказанием  было  исключение  из  станицы  и  казачества.

ШПАГА
– колющее  оружие.  Состоящее  из  клинка  и  рукоятки (эфеса).

ЮРТ
-  земельное  владение  станичного  общества.

ЯЗЫК  КАЗАЧИЙ
– в  литературной  и  канцелярской  формах  мало  отличается  от  языка  русского,  а  народная  речь  делится  на  несколько  диалектов,  из  которых  одни  больше,  а  другие  меньше  отличаются  от  того  же  русского  языка.  Каждый  из  них  отражает  исторические  этапы  пребывания  Казаков,  массовых  изгнаний  с  родной  земли,  и  указывает  на  ту  среду,  в  которой  они  проживали,  когда  были  принуждены  покинуть  колыбель  своей  народности – Северный  Кавказ  и  Подонье.  Язык  Казаков  несёт  на  себе  отпечаток  всех  крупных  перемен,  выпавших  на  долю  Казаков  за  многие  века.  Вне  казачьей  истории,  понять  причины  их  многоразличных  говоров  невозможно.  Живя  неоднократно  на  чужой  земле,  они  воспринимали  особенности  речи  окружающих  их  Славян  тем  легче,  что  и  раньше  пользовались  одним  из  славянских  языков.  Так,  например,  на  Средний  Дон  наши  предки  возвратились с  орловско-курским  диалектом,  а  на  Верхний-  с  тамбовско-рязанским.

ЯСЫРКА
-  пленница  взятая  на  востоке;  в  прошлом  веке  так  называли  домашних  прислуг,  домработниц.

Ясырь -
  военная  добыча;  в  частности  пленники  взятые  в  набеге.

 

ГИМН  ВСЕВЕЛИКОГО  ВОЙСКА  ДОНСКОГО.


Слова  и  музыка  Ф.И.  Анисимова.


Утверждён  20  октября  1918 года.


Всколыхнулся,  взволновался


Православный  Тихий  Дон


И  послушно  отозвался


На  призыв  свободы  он.


 

Зеленеет  степь  родная.


Золотятся  волны  нив.


И  с  простора  долетая,


Вольный  слышится  призыв.


 

Дон  сынов  своих  сзывает


В  Круг  Державный  Войсковой.


Атамана  выбирае


Всенародною  душо


В  боевое  грозно  время,


В  память  дедов  и  отцов


Вновь  свободно  стало  племя


Возродившихся  донцов.


Славься,  Дон,  и  в  наши  годы


В  память  вольной  старины!


В  час  невзгоды  -честь  свободы


Отстоят  твои  сыны.


 

В  1996  году  этот  гимн,  исключая  3-й  и  4-й  куплеты,  был  принят  Законодательным  собранием  Ростовской  области  в  качестве  гимна  Ростовской  области.


 

НАША  ПАМЯТЬ.


Сегодня,  в  наше  смутное  время,  встают  тени  прошлого  над  просторами  России,  в  её  казачьих  землях.  Новое  молодое  поколение  даже  с  разорванной  памятью  ищет  следы  своих  предков-казаков  на  родной  земле  и  в  зарубежье.  Кровь  казачья  тревожит  нашу  память,  напоминая  нам,  чьи  мы  дети  и  внуки.  Вот  почему  в  рядах  возрождающегося  казачества  много  молодёжи  и  людей  в  возрасте,  и  они  чувствуют  себя  одной  братской  семьёй  -  мы  казаки.


Ещё  новые  правители  России  не  осознали  до  конца  этого  явления – «возрождения  казачества»,  оно  поставило  в  казачий  строй  тысячи  людей –потомков  казаков    России.  Быстро.  Внезапно.  Для  себя  мы,  казаки,  требуем  только  вернуть  нам  право  наших  предков – дедов  и  прадедов  -  право  защищать  Россию,  право  переустраивать  и  возрождать  её  по  обычаям  казачьей  демократии.  Мы  не  посрамим  памяти  наших  предков -  казаков  ни  перед  собой,  ни  перед  родиной.  Мы  не  должны  быть  Макарами-интернационалистами,  родства  не  помнящими,  ибо  тот,  кто  не  знает  или  не  помнит  прошлого,  недостоин  своего  будущего.  Дорого  обошёлся  коммунистический  эксперимент  нашей  России.  Он  ещё  продолжается,  мы  продолжаем  платить  по  счетам  Мировой  революции  судьбами  своими  и  судьбами  своих  детей.  Разбросала  судьба  казаков  по  всей  России  и  в  зарубежье,  спят  вечным  сном  павшие  в  боях  братоубийственной  войны  наши  деды-казаки  в  земле  Родины,  расстрелянные  в  подвалах  ЧК  или  порезанные  из  пулемётов  в  балках  и  оврагах,  умершие  в  концлагерях,  надорвавшиеся  на  лесоповалах  и  утонувшие  на  лесосплавах,  задавленные  обвалами  в  шахтах,  погибшие  в  тайге.  Вечным  сном  спят  они  в  мерзлой  земле  тундры  у  Магадана,  в  Приморье,  Сибири,  Средней  Азии  и  Казахстана,  в  Уральской  тайге.  Лесом  заросли  места  спецпоселений  и  могилы  у  них.  Время  сровняло  холмики  на  могилах  больших,  а  холмики  маленьких  могил,  умерших  от  голода  и  болезней  казачьих  детей  сровняло  ещё  раньше.  На  смерть  согнали  казаков  в  гиблые  безлюдные  места  вместе  с  семьями,  чтобы  они  не  бежали  к  семье  или  от  семьи.  В  первые  один-два  года  ссылки  умирали  от  голода,  тоски  и  болезней  самые  старые,  отдавая  последний  кусок  малышам,  и  самые  маленькие  тоже  вымирали,  так  как  слишком  мал  был  тот  кусочек.  Да  и  разворовывались  даже  эти  крохи  доблестными  чекистами,  присягнувшими  коммунистической  идее.  Только  глухая  тайга  да  пустынная  степь  хранит  плач  матерей  на  детских  могилах.  Алым  диким  цветком-тюльпаном  весной  души  пропавших  и  погибших  казаков  больших  и  маленьких  распускаются  на  короткое  время  весной  в  родных  степях  Дона,  Украины,  Кубани,  у  Урала-реки.  В  Семиречье.  Мы  не  должны  предать  их  память.  Это  нужно  не  им,  а  нам  в  первую  очередь,  если мы  не  хотим,  чтобы  нашу  память  не  предали  наши  дети.


 

ЛАЗОРЕВЫЙ   ЦВЕТ.


Цветком  лазоревым  на  Дону


называют  красный  тюльпан.


Ю. СУХАРЕВ.


Памяти  павших  на  полях  сражений,  замученных,  расстрелянных,  умерших  и  погибших  в  ссылках  и  концлагерях,  упокоившихся  на  чужбине  посвящаю.


 

Исстари  поверье  есть  в  землях  казачьих,


Что  души  казаков  пропавших  в  войну,


Лазоревым  цветом  на  вешних  курганах


Свечкою  алой  горят  на  ветру.


 

Казаки -  опора  Российской  державы,


Вы  с  властью  советскою  стали  враги


И  страшна  зарубка  от  шашки  казачьей,


В  сече  кровавой  гражданской  войны.


 

Приказ – « РАССКАЗАЧИТЬ!»-пылают  станицы,


Горит  под  ногами  донская  земля,


А  семьи  казачьи  везут  эшелоны


На  Север-  в  уральские  концлагеря.


На  лесоповалах,  в  снегах  Ныроблага,


В  землянках,  в  бараках,  на  рейдах  сплавных


Мрут  от  досады  и  тонут  казаки,


Никто  не  считал  сколько  сгинуло  их.


 

Не  скоро  в  России  пройдёт  лихолетье,


Не  скоро  над  Донщиной  встанет  рассвет,


Лишь  памятью  горькой,  на  вешних  курганах


Каплями  крови  -ЛАЗОРЕВЫЙ  ЦВЕТ.


 

Ныроблаг – сеть  лагерей,  тюрем  и  поселений  спецпоселенцев  в  уральской  тайге  Ныробского ( самого  северного  и  безлюдного)  района  Пермской  области,  один  из  сотен  «островов  ГУЛАГа»  на  территории  СССР.  Их  было  много:  Печлаг(на  Печоре),  Карлаг (Караганда),  Колымлаг(и),  Воркутлаг,  Горлаг(Норильск),  Джезказганлаг,  Степьлаг,  Экибастузлаг,  Волголаг,  Озерлаг  и  пр.
Категория: Мои статьи | Добавил: viktor (21.05.2010)
Просмотров: 5869 | Теги: казаки, донские казаки, история казачества | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024