Воскресенье, 28.04.2024, 15:56
История России и Казачества
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
История России [19]
История России
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

СТРАНИЦЫ КАЗАЧЬЕЙ ИСТОРИИ. 1часть
СТРАНИЦЫ  КАЗАЧЬЕЙ  ИСТОРИИ.
Ас-Аланы  народ  завоевателей,  покоривший  к  концу  первого  века  почти  все  племена  и  народы  бывшей  Азиатской  Скифии.  От  Ас-Аланов  сохранилось  множество  исторических  и  археологических  памятников. Известно,  что  они  пришли  на  Дон  и  на  берега  Азовского  моря  в  первом  веке  по  Р.Х.  Меотида-  древнее  название  побережья  Азовского  моря  в  его  восточной  части;  в  начале  нашей  эры  Меотида  принадлежала  царству  Боспорскому;  она  была  населена  многими  племенами  под  общим  именем  Меотов;  от  второго до  десятого  века  эти  племена  перемещались  и  расходились,  одни- в  разные  области  Европы,  другие-  в  Прикаспий  и  за  Волгу;  одновременно  с  этим,  остатки  их  в  Меотиде  поглотили  много  кочевников,  переходящих  в  оседлость,  создали  сплавы  новых  народностей,  иногда  подчинялись  Болгарам  или  Казарам,  но  всегда  возвращались  под  власть  Асов-Аланов.  Меотида  обозначена,  как  принадлежащая  Аланам  Земля  Касак.КАЗАКИ-  как  народность,  образовавшаяся  в  начале  новой  эры,  как  результат  генетических  связей  между  туранскими  племенами  скифского  народа  Кос-Сака  и  Приазовских  Славян  Меотов-Кайсаров  с  некоторой  примесью  Асов-Аланов  или  Танаитов (Донцов).  Сообщения  древних  историков  и  географов,  вместе  с  данными  археологии,  дают  возможность  установить  довольно  точную  эпоху  и  место  возникновения  имени  Казаки  в  его  первоначальных формах,  а  также  непрерывность  процессов  метисации  разнородных  племён,  при  создании  единой  народности  казачьей  и  время  торжества  среди  них  славянской  речи.  От  глубокой  двадцативековой  древности  и  до  наших  дней  звучание  и  начертание  Казачьего  имени  в  источниках  подвергалось  только  незначительным  изменениям.От  глубокой  древности  и  до  наших  дней  жизнь  Казаков  связана  с  северо-западной  частью  Скифии  Азиатской.  Перемещения  их  предков  в  ранний  кочевой  период  обозначены  «торческими»  курганными  погребениями  с  одним  конём. Они  указывают  первоначальное  переселение  3-м- 2-м веках  до  Р.Х.  из  Закавказья  на  Северный  Кавказ,  где  их  племена начали  постепенный  переход  к  осёдлости,  ,  интенсивно  внедряясь  в  жизнь  Славян  Меотиды.  В  результате  процессов,  которые  в  археологии  принято  называть  « внедрением  Сарматов  в  среду  Меотов,  на  Северном  Кавказе  и  на  Дону  появился  смешанный  славяно-туранский  тип  особой  народности,  делившейся  на  ряд  племён.  Известных  истории  под  именами  Торетов,  Торпетов,  Торков,  Удзов,  Беренджеров,  Сираков,  Брадас- Бродников  и  др.  Казачий  антропологический  тип  и  казачья  разговорная  речь  формировались  в  обстановке  количественного  преобладания  Приазовских  славян,  но  до  наших дней  в  нашем  народе  сохранилось  много  туранских  физических  свойств,  много  вкраплений  туранских  слов  и  оборотов  речи,  из  которых  самым  значительным  надо  признать  отсутствие  форм  среднего  рода.  Не  напрасно  казачий  язык  раньше  считался  славяно- татарским.  То  же  касается  и  Подонских  Бродников.  Изученные  антропологические  донские  погребения  « начального  периода  существования  Саркела»  показывают,  что  уже  ранее  население  его  было  смешанным.  В  него  вошли  компоненты  типичные  для  населения  Южного  Поволжья  и  Подонья.  Речь  здесь  идёт  о  том  смешанном  населении,  в  котором  современная  археология  предполагает  Бродников.  По  общему  мнению  Бродники-  неоспоримые  предки  Донских  казаков.  Они  указаны  в  персидской  географии  десятого  века  (Гудуд  ал  Алэм)  на  Среднем  Дону  под  именем  Брадас  и  известны  там  до  13-го  века  после  чего  их  прозвище  заменяется  в  источниках  общим  казачьим  именем.  Гудуд  ал  Алэн-  персидская  география,  составленная  в  982  году.  Она  обнаружена  среди  древностей  города  Бухары.  Для  Казаков  география  Гудуд  ал  Алэн  представляет  значительный  интерес  потому,  что  в  ней  подробно  и  достаточно  точно  указывается  население  нашей  земли.  В  Приазовье  помещена  земля  Касак,  принадлежащая  Аланам;  выше  к  Дону  и  Донцу-  Казарские  Печенеги,  в  которых  нетрудно  узнать  Торков  перемешанных  с  Печенегами;  в  углу  между  Донцом  и  Доном  указываются  кочевья  греко-  сирийских  эмигрантов.  Племя  Мирват;  на  Иловле  и  Медведице –Бродники ( Бродники-Брадас),  а  за  ними  на  Верхней  Волге  -Русы,  среди  которых  находилась  группа  Славян.  В  965 году  Земля  Косак  путём  завоевания  попала  под  власть  Киева.  В  988 году  она  передана  в  управление  одному  из  Рюриковичей,  Мстиславу  Владимировичу,  который  после  смерти  отца  отложился  от  Киева  и  со  своими  Коссаками (Косаги, Касягь)  и  Казарами  занял  подонские  и  донецкие  степи  до  Чернигова.  В  кровавом  бою  Мстислав  Разбил  под  Лиственном,  выступившего  против  него,  киево-новгородского  князя  Ярослава  и  стал  государём  державы,  получившей  название  по  главному  городу  Томаторкани.  До  1060  года  Томаторкань  объединяла  в  своих  границах  все  племена  Коссаков   и  простиралась  от  Кубани  по  всему   Подонью,  Донцу  и  Северщине,  включая  Курск  и  Рязань.  Упадок  этой  казачьей  монархии  начался  с  приходом  в  Черноморские  степи  племенного  союза  Кипчаков  или  Половцев.  Юг  державы,  Земля  Касак  вместе  со  столицей   Томаторканью,  ещё  полтора  века  после  этого   оставался  независимым  государством.  Это  колыбель  Казаков  Азовских,  Гребенских,  Казаков-Черкасов,  вышедших  отсюда  на  Дон  и  Днепр.  Жители  же  центральной  степной  части  государства,  занятой  Половцами.  Отошли  в  лесо-степь  и  продолжали  бороться  против  них  сообща  с  Русью,  в  качестве  её  федератов -  Чёрных   Клобуков.  В  русских  летописях  Чёрные  Клобуки  после  стали  называться  Черкассами  и  Казаками.  Все  они.  Попав  на  Днепр,  оставались  там  семь  веков.  В  свою  очередь,  часть  населения  державы  Томаторканской  скрылась  в  Крыму  и  запечатлена  там  в  генуэзском  колониальном  уставе,  как  Казаки  охраны  колоний.С  приходом  Монголов  в  1223  году  Подонские  Бродники  оказались  по  их  стороне  и  бились  против  Руси  на  реке  Калка.  Когда  же  по  Восточной  Европе  установилась  власть  Золотой  Орды -1240 год,  все  Казаки  оказались  на  границах  татарской  империи.  Тут  они  пользовались  некоторыми  автономными  правами.  Имели  во  главе  своей  Церкви  епископов  Сарайских  и  Подонских  и  в  большинстве  сохранили  свой  славянский  язык  и  христианскую  веру,  хотя  впоследствии   среди  них  появились  и  Магометане.  Под  властью  ханов  Донские  казаки  оставались  до  конца  четырнадцатого  столетия,  а  Днепровские  веком  больше.  Те  и  другие  должны  были  выполнять  некоторые  служилые  и  хозяйственные  повинности.  Когда  в  Орде  начались  междоусобия,  Казаки,  жившие  вдали  от  правящих  центров,  много  страдали  от  своеволия  ордынских  шаек.   Это  побудило  их  принять  участие  в  восстании  Московского  князя  Дмитрия  Донского.Битва  на  Куликовом  поле (1380г.)  принесла  московско-  казачьим  силам  победу  над  Мамаем,  но  окончилась  печально  для  мирного  населения  Дона.  В  наказание  за  враждебное  выступление  Татары  трижды  разгромили  казачьи  поселения  и  к  концу  14-го  века  принудили  Донских  Казаков  искать  спасение  на  Севере.  До  окончательного  ослабления  татарских  орд  Донские  Казаки  оставались  на  окраинах  Северовосточной  Руси,  начиная  от  Путивля  и  Верхнего  Дона,  Сев.  Двины  и  Белого  моря.  Были  они  и  на  землях  В. Новгорода.  В  1503  году  в  Северскую  землю  к  реке  Десне  ушли  с  юга  от  Турок  Казаки  Белгородские  и  Азовские.  Они  заняли  совместные  кочевья  в  лесо-степи  и  в  1528  году  договорились  с  Московским  князем  Василием  о боевой  ему  помощи.От  этого  же  времени  Северский  Донец  стал  служить  промежуточным  этапом  для  Казаков,  возвращающихся  отовсюду  на  Землю  Отцов.  Вскоре  казачье  племя  Сары  Азман,  выделявшееся  из  среды  Азовских  и  Белгородских  Казаков,  спустились  к  берегам  Дона.  Нагайцы  увидели  в  этом  действия,  направляемые  Москвой,  куда  и  посылали  свои  протесты.  Они  называли  пришельцев  Северолюками,  потому  что  те  пришли  из  земли  Северской.  Но  наравне  с  этим  к  ним  применяется  имя  Сары  Азманов и  Казаков.  Прийдя  на  Дон,  Сары  Азманы,  очевидно,  представляли  собою  давно  законченный  сплав  Асов-Аланов,  Славян  и  Туранцев.  Они  положили  начало  возрождению  казачьей  жизни  на  Дону,  но  их  племенное  имя  вскоре  вышло  из   употребления,  а  восторжествовало,  единое  для  всех  обитателей  Дона,  имя –Казаки.  Постепенно  исчезли  также  и  иные  названия  и  прозвища,  Бродники,  Козары,  Торки,  Берендеи,  Чёрные  Клобуки  и  т. п.  Дольше  других  держалось,  принятое  у  Русских,  наименование  Донские  Черкассы.  Донские  Казаки  вернулись  на  Дон  после  вековых  странствий,  как  на  свою  землю.  Здесь  они  не  могли  довольствоваться  одними  зимними  стоянками  или  оборонными  кошами.  Семьи,  дети  требовали  хотя  бы  примитивных  удобств.  В  течении  одного-двух  лет  к  1549  году  на  берегах  реки  выросли  три  или  четыре  городка  и  с  тех  пор  население  Дона  стало  непрерывно  пополняться  Казаками  с  Севера,  остатками  Черкасов-Казаров  с  кавказских  предгорий  и  Черкасов-Чёрных  Клобуков  с  Днепра.  Все  они  сходились  сюда  крупными  группами  родов  и  семей,  с  однообразным  бытом  и  чистым  казачьим  языком,  на  котором  ещё  не  отложились  влияния   русские  и  украинские  и  остатки  которого  до  недавно  сохранились  на  Нижнем  Дону  и  у  Гребенцов  на  Тереке.   Совершенно  очевидно,  что  Донские  Казаки  оказались  здесь  грозной  сомкнутой  колонной  опытных  воинов.  Не  успев  как  следует  обжиться  в  новых  городках,  они  повели  энергичное  наступление  на  соседние  области  павшей  империи  ханов.  Мощные  своей  организованностью  и  неустрашимостью,  они  в  приморских   владениях  султана  в  два  года  опрокинули  полувековые  турецкие  порядки.  Находили  они  также  время  и  силы  для  помощи  соседнему  Московскому  государю  в  борьбе  с  общим  врагом-ордынцами.  В 1552 году  царь  получил  от  Донских  Казаков  сильный  отряд,  сыгравший  значительную  роль  во  взятии г.  Казани,  а  к  1556 году  они  же  подготовили  бескровное  покорение  Астрахани.  Когда  на  Дону  утвердились  Сары  Азманы  и  берега  реки  оказались  вне  постоянной  опасности,  Вольные  казаки  тоже  устремились  на  Старое  Поле.  Однако,  началом  легального  и  массового  переселения  с  московских   «украин»  на  независимый  Дон  следует  считать  год  1560,  когда  Иван  Грозный  отпустил  на  Дон  «Казаков  многих»  и  »освободил  их  в  свои  города  ездить»( Синодальная  летопись). Эти  Донские  Казаки  заняли  среднее  и  часть  нижнего  течения  Дона,  но  назывались  они  и  здесь  Верховыми  в  отличие  от  пришедших  раньше –Низовых.Однако  на  родную  землю  и  в  родную  среду  возвращались  не  все  Казаки.  Многие  роды  и  семьи  оставались  на  насиженных  за  столетия  местах  Московии,  Литве  и  Польше.  Они  с  готовностью  служили  интересам  великих  князей,  царей  и  королей.  Дети  и  внуки  казачьих  эмигрантов  оставались  также  и  на  далёком  Севере.  Привыкнув  к  суровому  климату,  они  двинулись  небольшими  группами  на  восток  через  горы  и  сплошные  массы  изобильных  лесов.  Промышляя  пушным  зверем  и  покоряя  местные  племена,  они  освоили  для  московских  царей  огромные  пространства  Сибири.  В  первое  время  они  ещё  помнили  о  связях  с  Донскими  Казаками,  называли  себя  «сынами  Тихого  Дона»,  но  положив  начало  ряду  новых  военных  общин,  стали  именоваться  Казаками  Терскими,  Уральскими,  Сибирскими,  Забайкальскими,  Кубанскими,  Енисейскими,  Семиреченскими,  Уссурийскими,  Пятигроскими, Астраханскими,  Гребенскими,  Енисейскими,  Хопёрскими,  Ордынскими,  Албазинскими  и  т.п.  Непоколебимой  остаётся  старая  точка  зрения,  изложенная  в  учебнике  русской  географии  К.И.  Арсеньева,  где  Казаки  указываются  в  качестве  особого  славянского  народа,  занимающего  часть  России,  наряду  с  господствующими  Россиянами  и  покорёнными  Поляками.  ВОЛЬНЫЕ  КАЗАКИ  НА  ВОЛГЕ.  ВОЛЖСКОЕ  КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.После  занятия  Казани  и  Астрахани,  Волга  на  всём  протяжении  стала  свободной  для  торговли.  Но  не  тут-то  было.  Судоходство  на  Волге  оказалось  в  полной  власти…  Казаков.  Нет  не  тех,  что  дрались,  погибали  и  победили  Казань,  и  не  тех  что  в  сабельных  рубках  сошлись  грудь  в  грудь  с  астраханцами.  Речь  идёт  о  вольных  казаках  на  Волге,  которые  здесь  или  жили  постоянно  или  приходили  «за  зипунами»  с  Дона.  Это  были  люди,  не  обременённые  хозяйством,  отчаянно-буйного  нрава.  Часть  вольных –«волгцев»  были  донцами,  много  было  и  новгородских  «ушкуев»,  пришедших  на  Волгу  после  1478 года,  когда  Москва  подчинила  «под  свою  высокую  руку»  Новгород.  Основная  же  масса  вольных  волжских  казаков  была  с  Дона.  В  отличии  от  служилых,  вольные  казаки  имели  на  Волге  свои  базы  и  контролировали  все  проходяшие  торговые  караваны.  Никто  не  проходил  по  Волге  без  выкупа  или  был  разграблен.  Особенно  прочной  была  казачья  вольница  в  Жигулях.  Казаки  волгские  совершали  набеги  и  на  татарские  и  ногайские  улусы(поселения),  угоняя  скот,  особенно  коней,  добывая  продовольствие,  оружие,  одежду,  драгоценности.  С  выходом  русских  на  Волгу,  вольные  казаки  стали  грабить  не  только  персидских  купцов,  но  и  русских.  Терпение  царя  лопнуло,  когда  воровские  казаки  разграбили  «орлёные  струги» -  государственный  караван.  Вот  тогда-то  Иван  Грозный  и  отдал  своим  воеводам  на  Волге  жёсткий  приказ –«воровских  волжских  казаков  имать,  пытать,  казнить  и  вешать.»  Следует  учесть,  что  карательные  государевы  войска  были  посланы  на  Волгу  усмирять  мордву,  чувашей,  вотяков,  башкир,  и  черемисов  бывших  подданных  Казанского  ханства,  не  желавших  подчиниться  Москве.  Восстания  их  длились  годами.  Попутно  войска  Ивана  Грозного  взялись  и  за   «воровских  волжских  казаков» -  ставших  царю  головной  болью.  Уже  в  1553  году  взбунтовались  в  Казанской  земле  удмурты  и  марийцы,-  их  тоже  усмирили  силой.  Война  царских  войск  с   «воровскими    казаками»  началась  с  1560  года  и  тянулась  до  1580-82  годов-  более  20  лет.  Почему?  Да  потому,  что  «воров»  на  Волге  оказалось  много.  Неожиданно  много.  А  вольные  казаки  оказались  людьми  отчаянной  храбрости. Хорошо  вооружёнными,  высокомобильными  на  воде  и  суше.Начало  активных  боевых  действий  волжских  казачьих  отрядов  в  землях  Нагаев  приходится  на  1560-1570  годы,  и  это  не  случайно.  В  эти  годы  царские  войска  вышли  на  Волгу  широким  фронтом,  заложили  крепости  и  заставы  и  взяли  под  свою  защиту  торговые  караваны,  ограничивая  «казачий  беспредел».  Кроме  того,  казаки-волгцы  были  русскими  людьми,  христианами,  которым  была  небезразлична  судьба  матери-России.В  1571  году  крымские  татары  в  союзе  с  ногаями,    объединив  свои  военные  силы,  дошли  до  Москвы  и  сожгли  её  (!).  И  это  спустя  191  год  после  Куликовской  битвы (!).  Над  Русью  снова  встал  призрак   «Золотой  Орды».  А  на  русском  престоле  в  это  время  был  Иван  Грозный,  который  в  1559  году  отбил  100  тысячное  войско  татар  и  ногаев.  За  несколько  часов  гигантский  пожар  уничтожил  Москву,  в  огне  сгорело  и  задохнулось  120  тысяч  человек  ( из  180.000).  Грозный  бежал  в  Ярославль  (и  это  через  191  год  после  Куликовской  победы)  Татары  угнали  в  полон  более    100.000  русичей.  В  обмен  на  мир  Грозный  пообещал  вернуть  татарам  и  ногаям  Астрахань.  Но  татары  и  ногаи  решили  окончательно  поставить  Русь  на  колени.  К  Москве  снова  пошло  120  тысячное  войско.  Иван  Грозный,  не  имея  сил  для  полного  разгрома  врага,  тем  не  менее  предпринял  контрмеры.  Он  тайно  послал  гонца  на  Волгу  к  «воровским  казакам»  с  просьбой  принять  к  ногаям  возможные  меры. Казаки  отреагировали  мгновенно.  Быстро,  Жёстко.  Переправившись  через  Волгу,  казачьи  конные  отряды  пошли  по  ногайской  земле,  «огнём  и  мечом»  громя  улусы,  уничтожая  сопротивлявшихся.  Стремительными  маршами  казаки  достигли  ногайской  столицы  Сарайчика  и  «взяв  её  боем,  разорили» ( и  конечно  разграбили  и  сожгли).  Освободили  много  пленных  русичей,  угнали  много  скота,  коней.  Ногайские  гонцы  понеслись  к  Москве,  к  своим  войскам  с  мольбой  о  помощи.  Для  защиты  улусов  ногаи  вернули  в  Заволжье  свои  войска,  чем  сильно  ослабили  крымцев.  Русская  армия,  собравшись  с  силами  разбила  в  нескольких  сражениях  крымцев  и  «гнала  их  до  Оскала».  Донские  казаки  и  запорожцы  также  пришли  на  помощь  русской  армии  и.  окружив  крымцев  у  Перекопа,  довершилиразгром  врага -  сильно  ослабив  мощь  Крымского  ханства.  В  1570-77  годах  трижды  волжские  казаки  огнём  и  мечом  прошли  по  ногайским  землям,  сокрушая  их  военную  мощь.  Казаки  брали  богатую  добычу.  Их  ряды  пополняли  освобождённые  пленники-добровольцы.  Тысячные  толпы  освобождённых  из  плена  русичей  возвращались  в  Россию-на  родину.  В  результате  этих  казачьих  походов-разгромов  могущество  Ногайской  орды  было  подорвано  настолько,  что  ногайский  князь  Урус  вошёл  в  переговоры  с  русским  царём,  на  которых  ногаи  признавали  власть  Москвы  и  просили  …  защитить  их  от  казаков (!).  В  1586 году  на  Волге  в  Жигулях  остались  вольные  ватаги  и  продолжали  «воровать».  Их  было  немало.  Чтобы  положить  конец  волжской  вольнице  в 1586 году  по  царскому  указу  на  Волге  заложили  ряд  крепостей-городов:  Саратов,  Царицын,  Самара.   Но  сразу  пресечь  казачью  вольницу  было  невозможно.  Казаки  по-прежнему  «шарпали»  торговые  суда,  забирая  казну,  товары  и  оружие.   С  воцарением  на  русском  престоле  Петра  Первого  волжские  казаки  участвуют  в  Азовских  походах,  воюют  по-прежнему  с  турками  и  горцами  на  Кавказе  в  1695 – 1696  годах  и т.д.  В  1734  году  императрица  Анна  Иоанновна  подписала  Указ  об  учреждении  Волгского  казачьего  Войска.  В  рядах  русской  армии  воевали  и  калмыки  разгромленного  Калмыцкого  ханства  и  вошедшего  в  состав  России.  Воевали  хорошо.  Но  именно  с  калмыками  связана  одна  необычная  страница  в  истории  Волгского  казачьего  Войска,  когда  пришлось  решать  необычную  трудную  задачу –сохранения  калмыков  как  народа  в  составе  России.  Необычную  задачу  эту  решили  тоже  способом  необычным.К  1738  году  обострилась  обстановка  в  землях  Калмыцкого  ханства.  Давно  разгромленное  и  замирённое  оно  вошло  в  состав  России.  Воины  его  уже  отличились  в  минувшей  турецкой  войне,  где  они  воевали  в  составе  российских  войск.  Православная  церковь  из  лучших  побуждений  активно  занималась  просветительской  деятельностью  среди  калмыков  и  привела  значительную  часть  их  в  православие.  В  христианскую  веру  перешла  даже  часть  правителей –тайшей.  Но  большая  часть  калмыков  продолжала  исповедовать  ламаизм. -  свою  традиционную  веру.  В  связи  с  разделением  между  калмыками-христианами  и  калмыками-ламаистами  начались  столкновения  на  религиозной  почве.  Чтобы  покончить  с  междоусобицей  и  не   допустить  возврата  крещённых  калмыков  к  прежней  вере,  было  решено  их  отселить  на  хорошие  земли.  Крещёные  калмыки  со  своей  княгиней  Анной  Тайшиной  были  переселены  на  Среднюю  Волгу  в  район  Жигулей.  Территорию  им  выделили  от  земель  села  Царевшина  до  Черемшана,  и  вверх  по  Черемшану  до  земли  деревни  Челнов,  а  по  Кондурче  до  Сергиевской  дороги.  Резиденцией  Анны  Тайшиной  стала  вновь  основанная  крепость  Ставропол  (город  Святого  Креста-  около  современного  города  Тольятти),  построенная  к  15  января  1739  года  на  луговой   стороне  Волги  против  Жигулёвских  гор,  где  кругом  вниз  и  вверх  довольно  лугов  и  сенных  покосов…  Поселённые  в  окрестностях  крепости  калмыки  составили  особое  Калмыцкое  казачье  войско.В  1781  году  волгские  казаки  участвовали  в  составе  русской  армии  ушли  в  поход  в  Грузию  -для  оказания  помощи  братьям-христианам (грузинам).  В1791  году  волгские  казаки  принимали  участие  в  штурме  и  взятии  Анапы.  Хорошо  сражались  волгцы  в  Отечественную  войну  1812-1814  годах.  В  1835  году  в  связи  с  изменениями  границ  России -  Волгское  казачье  Войско  было  расформировано,  а  его  служилые  казаки  были  переведены  в  Астраханское,  Терское  и  Оренбургское  Войска.  Память  о  волгцах  и  их  полки  сохранили  в  других  казачьих  войсках.  Волгцы  не  исчезли.  Живя  на  Волге  они  продолжали  нести  службу  на  Оренбургской  линии,  в  Астрахани,  на  Кавказе.Уральское  Казачье  Войско.По  историческим  источникам  отряды  «воровских»-вольных  казаков  ушли  с  Волги  на  Яик  в  1577 году,  которые  после  разгрома  казаками  ногаев,  отказались  пойти  на  государеву  службу  в  новые  города-крепости  на  Волге  и,  теснимые  правительственными  войсками,  предпочли  вольную  жизнь,  разойдясь  с  Волги  на  Дон,  Урал,  Терек,  Яик.  Они  заложили  новый  городок,  выше  по  течению  Яика  на  Чаган-реке,  известен  нам  как  Кош-Яицкий  городок.  В  1580  году  была  заложена  новая  казачья  крепость-столица  выше  ногайского  Сарайчика,  который  казаки  предварительно  «повоевали  и  разгромили»,  оттеснив  ногаев  с  Яика.  Как  только  по  Руси  прошёл  слух  о  новой  казачьей  вольнице  на  Яик  потянулось  много  людей  сметливых,,  храбрых,  вольнолюбивых.  Шли  с  Волги,  Дона,  Кубани,  Терека.  Кроме  вольных  людей  шли  сюда  царские  стрельцы,  посадские  люди,  пушкари,  мордва,  чуваши;  шли  даже  киргизы,  калмыки,  татары.  Войско  быстро  росло  численно. 9  июля  1591  года  было  образовано  Уральское  казачье  войско.  В  1613  году  казаки  послали  послов  от  казачьего  Круга  в  Москву,  принести  свою  повинность  и  просить  принять  Яицкое  Войско  в  подданство  Российское,  обещая  верную  службу  и  прося  защиты.  В  1615  году  царь    Михаил  Фёдорович  принял  в  подданство  Яицкое  войско.Для  закрепления  и  освоения  заволжских  степей  была  заложена  цепь  крепостей  от  Самары  до  Татищевой  и  далее  по  рекам  Сакмаре  и  Яику  до  Орской,  Был  основан  Оренбург,  куда  перешла  вся  меновая  торговля  с  киргизами  и  с  народами  Средней  Азии.  Служили  яицкие  казаки  России  верно  и  преданно,  но  случалось,  что  и  оступались.И  Россия  наказывала  их.  В  1773-1775  годах  в  яицких  степях  вспыхнул  бунт,  возглавленный   Пугачёвым.  Многие  казаки  примкнули  к  бунту,  добиваясь  расширения  казачьих  прав  и  былой  вольницы.  После  подвления  пугачёвщины  Яицкое  войско  было  переименовано  в  Уральское,  а  река  Яик  в  Урал-реку.  Но  Уральское  казачье  Войско  было  сохранено,  и  казаки  его  совершили  много  ратных  дел  на  пользу  своей  матери-России.  В  1864  году  русские  войска  взяли  города  Туркестан  и  Чимкет,  затем  Ташкент.  И  здесь  яицкие  казаки  совершили  подвиг,  вошедший  в  историю.  Бой  под  Иканом.  Заслуги  уральцев,  их  труды  и  кровь,  пролитая  в  степях  Азии,  их  служба  на  линиях  и  в  войнах  не  были  забыты.  В  1868  году  уральские  казаки  приняли  участие  в  штурме  Самарканда.   Отдельная  сотня  Уральского  войска  во  время  войны  с  Турцией  -1877-1878  годов  в  рядах  русской  армии  сражается  за  свободу  Болгарии.  И  продолжали  свою  ратную  службу  уральские  казаки  в  далёких  заволжских  степях.  на  новых  азиатских  рубежах  России.  И  снова  делили  они  все  радости  и  горести,  выпавшие  на  долю  казачью  и  на  долю  России.А  впереди  были  Февральская  революция  1917  года,  Октябрьский  переворот,  гражданская  война,  расказачивание,  раскулачивание,  индустриализация  и  коллективизация,  Вторая  мировая  война.  За  всё   пришлось  платить  здоровьем,  жизнями,  эмиграцией,  потерей  Родины. ГРЕБЕНСКОЕ  и  ТЁРСКОЕ Казачьи  ВОЙСКА.На  Лону,  в  волости  Червлёный  Яр,  сидели  до  того  казаки,  они  оберегали  рязанскую  землю  от  татарских  набегов;  между  делом,  хаживали  сами  на  Волгу,  на  Синие  море  на  казачий  промысел.  Когда  наместники  московские объявили,  что  теперь  надо  вольным  казакам  выселяться  в  землю  Суздальскую  и  «служить  по  стрелецкому  уряду»,  Червлёный  Яр  взволновался  и  на  круге  принял  своё  решение.  Казаки  сладили  струги  и,  как  только  вскрылись  реки,  они  с  пальбой  и  песнями  отчалили  и  пошли  Доном  вниз  до  Переволоки,  перетянулись  на  Волгу  и   ушли  в  море  Хвалынское,  до  устья  Терека.  Жившие  здесь  татары  встретили  их  дружественно,  но  казаки  здесь  не  остались,  а,  поднявшись  Тереком  выше,  осели  на  пустых  землях  по  правому  берегу  реки  Сунжи, возле  нынешнего  города  Грозный.  тут  они  поставили  свои  городки:Червлёный,  Шадринский,  Кордюковский,  Старогладовский  и  Новогладовский.;  по  гористому  местоположению  получили  название  Гребенских  казаков.  В  1560  году  полторасто  лучших  людей  Кабарды  или,  как  их  тогда  называли,  «Пятигорские  Черкассы»,  явились  в  Москву  просить  царя  Ивана  Грозного  «взять  под  свою  державу»  вольную  Кабардинскую  землю.  С  кабардинцами  прибыла  и  станица  Гребенских  казаков,  с  аналогичной  просьбой.  Всех  Государь  принял  ласково.  Пожаловал  он  гребенцев  вольною    рекою  Тереком  с  его  притоками  и  велел  им  службу  служить  да  беречь  землю  Кабардинскую. По  просьбе  кабардинцев  посланы  были  на  Терек  воеводы  «с  огненным  боем  и  многими  людьми»,  которые  построили  на  левом  берегу  реки  крепкий  город,  названный  Терком.  Это  была  первая  русская  крепость  на  Кавказе  сразу  не  полюбилась  ни  крымцам,  ни  туркам.  Стояла  она  на  пути  из  Крыма  в  Дербент  и  Шемаху.  Годом  основания  города  -крепости  считается  1577 год.  Этот  год  терские  казаки  считают  годом  старшинства  своего  войска-Терского  войска.  В  отличии  от  гребенских  казаков.  Ко  времени  воцарения  Петра  Первого  терских  казаков  осталось  около  одной  тысячи.  Чтобы  прикрыть  городок  от  татарских  нападений  астраханский  губернатор  П.М.  Апраксин  уговорил  гребенских  казаков  переселиться  из-за  Сунжи  на  левый  берег  Терека,  что  они  охотно  исполнили.  Шёл  1712  год. 
Категория: Мои статьи | Добавил: viktor (19.07.2010)
Просмотров: 2755 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Wiffcauplic  
0
перечитал весь блог, довольно неплохо

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024