Четверг, 25.04.2024, 17:54
История России и Казачества
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
История России [19]
История России
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Земля Донская. Покорение Дона. 1 часть
ЗЕ М Л Я   Д О Н С К А Я.
П О К О Р Е Н И Е   Д О Н А.

Земля  Донская  стала  широко  известна  со  времён  появления  казачества. Она  сформировалась  на  значительной  части  Дикого  Поля,  занимавшего  громадные  территории  междуречья  Дона  и  Днепра. На  севере  и  западе  она  упиралась  в  лесостепную  зону,  а  на  юге  подходила  к  берегам  Чёрного  и  Азовского  морей.  С  древних  времён  её  пересекают  кратчайшие  пути  из  Европы  в  Азию,  идущие  с  запада  на  восток  и  с  севера  на  юг.  Этот  естественный,  с  относительно  мягким  климатом  перекрёсток  среди  бескрайних  плодородных  степей,  разрезаемых полноводными  реками  и  озёрами  с  обширными  лесами  по  их  берегам,  полными  диких  животных,  богатый  рыбными  запасами,  издревле  притягивал  к  себе  племена  и  народности.Дикое  поле- географическое  название,  укоренившееся  за  казачьей  степью.  Казаки  же  именовали  его  своим  Старым  Полем  или  Казачьим  Присудом.  Дикое  Поле –степь,  где  племена  Касаков,  Славян-Казаров  и  Асаланов,  слившись  некогда  воедино,  образовали  казачий  народ.  Казачьи  предки  неоднократно  изгонялись  с  Дикого  Поля  стихийными  и  непреодолимыми  силами  кочевников,  но  при  первой  же  возможности  их  поколения  возвращались  назад  и  отстраивали  заново  свои  разрушенные  поселения.Казачий  Присуд,  Дикое  Поле  в  понятии  наших  предков,  присуждённое  Богом,  историческое  право  Казаков  владеть  Старым  Полем,  берегами  реки  Дона  и  Донца  «сверху  до  низу»  и  « с низу  до  верху».  В  сознании  европейских  Казаков  всегда  сохранялась  твёрдая  уверенность,  что  земли,  на  которых  столетиями  протекала  жизнь  их  предков,  принадлежат  им  одним,  никем  не  подаренным,  а   присуждены  им  в  удел  самим  Богом.  Поэтому  они  всегда  защищали  их  упорно и  пролили  в  боях море   крови.  Независимые  казачьи  общества  сопротивлялись  всем  попыткам  завоевания  ещё  в  древние  эпохи.В  том  случае,  когда  не  хватало  сил,  наши  полукочевые  предки  снимались  с  мест  всем  народом  и  переходили  в  безопасные  области,  с  тем:  однако,  чтобы  при  первой  возможности  возвратиться  в  основную  и  тревожную  колыбель  казачьей  народности  -  донские  берега  и  Приазовье.  В  этом  смысле,  самыми  печальными  эпохами  в  древней  жизни  наших  предков  было  время  Половцев-Куманов,  когда  Касаки-Черкасы  перекочевали  на  Днепр.  А  также  последний  век  владычества  золотой  орды,  во  время  которого   Касаки  и  Бродники  были  принуждены  скрыться  в  пограничных  лесах  Северной  Руси  от  Оки  до  Белого  моря  или  в  горах  Кавказа.Донщина  оказалась  на  путях  «великого  переселения  народов».  В  эпоху  великого  переселения  народов  из  Центральной  Азии  на  запад  двинулись  орды  гуннов,  которые  сметали  всё  на  своём  пути,  достигают  южных  степей,  где  и  после  них  три  столетия  подряд  господствуют  только  кочевые  племена.  В  седьмом  веке  Придонье  и  Приазовье  уже  входят  в  Хазарское  царство,  образованное  на  Северном  Кавказе.  С  этого  периода  на  Дону  начинают  появляться  и  укрепляться  славяне,  в  особенности  после  того,  как  в  965  году  киевский  князь  Святослав  разгромил  хазарское  царство  и  овладел  древней  крепостью  Саркел. В  результате  этого  похода  по  Дону,  Донцу  и  Осколу  погибла  цветущая  и  культурная  жизнь  десятков  ясско-славянских  городов  и  посёлков.  Не  удивительно,  что  Подонские  Бродники  на  Калке  в  1223 году  оказались  на  стороне  монголов  и  способствовали  поражению  Руссов.  После  гибели  Хазарского  царства (965г.),  остатки  его  славянского  населения  вошли  в  состав  державы  Томотарканской  и  в  дальнейшем  упоминаются  в  русских  летописях  и  актах,  как  Бродники,  Козары,  Сара  Азманы,  а  иногда  и  как Севрюки. Известно,  что  все  эти  прозвища  принадлежали  казачьим  предкам.  После  1240  года,  когда  все  Восточные  славяне  стали  данниками  Золотой  орды.  степные  казачьи  земли  и  Приазовье,  на  Дону  и  на  Днепре  попали  в  границы  татарской  империи. Когда  татарская  сила  начала  упадать,  то  Казаки,  видя,  что  Россияне  начали  противиться  Татарам,  также  напали  на  них  всеми  силами.  В  борьбе  за  освобождение  от  татаро-монгольского  ига  исключительно  важную  роль  в  истории  нашей  Родины  сыграла  Куликовская  битва.  В  1380  году    8  сентября  на  холмистом  поле  между  реками  Непрядной  и  Доном   войско  Дмитрия  Донского  и  донскими  казаками  сокрушило  несметные  полчища  татар.  Прошло   ещё  целое  столетие,  прежде  чем  Русь  окончательно  освободилась  от  татарского  гнёта.  Донские  казаки  в  1395  году  оставили  берега  своей  реки,  преследуемые  татарами. В  конце  пятнадцатого  столетия  донские  казаки  начали  возвращение  на  те  днепровские  и  донские  юрты,  которыми  владели  при  татарах  и  которые  испокон  веков  считали  своим  «Присудом».  В  массе  своей  они  пришли  назад  на  старое  поле  христианами  с  древнеславянской  речью.  Письменное  упоминание  о  постоянных  казачьих  поселениях  относится  к  середине  шестнадцатого  века.  Ногайский  князь  Юсуф  жаловался  тогда  Ивану 4му  на  то,  что  казачий  атаман  Сары-Азман,  построив  на  Дону  три  городка,  беспрестанно  тревожит  его  кочевья  смелыми  набегами.  На  это  последовал  дипломатический  ответ:  « На  Дону  живут  разбойники  без  нашего  ведома…  мы  и  прежде  сего  посылывали  истребить  их,  но  люди  наши  достать  их  не  могут.»  Таким  образом,  в  конце  шестнадцатого  века  на  Дону  сложилась  воинская  казачья  община,   автономное  положение  которой  и  древний  обычай:  « С  Дону  выдачи  нет!» -  были  официально  признаны  Московским  государством.Первоначально  демократическое  самоуправление  войска  Донского  строилось  по  принципу  выборности  и  общего  решения  жизненных  вопросов.  На  войсковом  кругу  избирался  атаман,  его  помощник,  есаул  и  писарь,  которые  все  обязаны  были  беспрекословно  подчиняться.  Гордые  и  своенравные  донцы – «буйственники  и  удальцы  противу    сосед  и  земляков  своих» -  не  терпели  никаких  притеснений.  Они  далеко  не  всегда  исполняли  волю  царя  и  часто  нарушали  его  указы.  Казаки  нередко  расправлялись  с  царскими  послами,  которые  держали  себя  высокомерно  с  ними  и  неуважительно  относились  к  войсковому  кругу.  По  преданию,  один  из  первых  известных  нам  знаменитых  на  Дону  атаманов,  искателей  правды  и  доли, - Ермак  Тимофеевич,-  несмотря  на  запрет  Ивана  Грозного,  громил  корабли  богатых  русских  купцов  и  топил  суда  персидских  и  бухарских  послов.  Царь  приказал  изловить  и  казнить  отважного  атамана  вместе  с  его  помощниками,  но  Ермак  ушёл  на  Каму (1581),  в  короткий  срок  покорив  Сибирское  царство,  чем  и  завоевал  себе  в  русском  Отечестве  славу  и  бессмертие.  Дальнейшая  история  казачества  связана  с   многолетней  героической  борьбой  против  турецкой  экспансии  в  устье  Дона  и  на  Азовском  море. Важнейшую  роль  в  территориальных  поползновениях  Османской  империи  играл  город  Азов,  откуда  турки,  стремясь  уничтожить  казачество,  совершали  вылазки,  а  также  оказывали  поддержку  крымским  татарам  и  ногайцам  в  их  походах  на  южные  земли  русского  государства. Возмущённые  жестокостью  и  вероломством  врагов,  казаки  проявляли  чудеса  храбрости,  не  раз  одерживая  победы  в  неравных  схватках.  Яркие  страницы  в  истории  казачества  занимают  антикрепостнические  движения  17-го  и  18-го  веков, которые,  возникнув  стихийно  на  Дону,  разрастались  до  размеров  всенародной  борьбы.  Бегство  крепостных крестьян  на  Дон,  где  они  становились  вольными  людьми,  было  одной  из  форм  сопротивления  классовому  насилию. Однако  классовые  противоречия  быстро  обнаруживались  и  здесь.  Расслоения  казаков  на  богатых (домовитых)  и  бедных (голытьбу),  выделение  казачьей  верхушки,  которая  захватывала  лучшие  пастбища  и  угодья,  присваивала  львиную  долю  военной  добычи  и  царского  жалованья,  разрушало  прежнюю  демократичность  общины,  порождая  социальные  конфликты.  Используя  казачество  для  освоения  и  защиты   обширной  территории  на  юге  страны,  царское  правительство  всячески  стремилось  подчинить  его  своему  влиянию. Наступление  на  казачьи  вольности  встречало  сопротивление  голытьбы.В  годы  Смуты  донские  казаки  приняли  участие  в  первой  крестьянской  войне  под  предводительством  Ивана  Болотникова,  которая  была  одним  из  крупнейших  социальных  движений  в  истории  России.,  потрясших  основы  всего  государства.  Одной  из  причин  этой  войны  была  попытка  угнетённых  слоёв  тогдашнего  русского  общества  освободиться  из-под  гнёта  бояр,  дворян  и  царя.  Были, впрочем,  и  другие  причины  восстания,  ибо  в  нём  на  стороне  Болотникова  сражалась  и  часть  дворян,  недовольных  боярством  и  царём.  Донские  казаки  наряду  с  другими  социальными  группами  русского  государства  приняли  участие  в  восстании  Болотникова.  Историк  И.И.  Смирнов,  автор  обширного  исследования  под  названием  «Восстание  Болотникова»,  прямо  указывает,  что  наряду  с  холопами,  крестьянами,  стрельцами  и  посадскими  людьми  в  восстании  под  предводительством  Болотникова  участвовали  и  казаки.  Говоря  о  причинах  участия  казаков  в  восстании,  Смирнов  считает,  что  это  в  основном  была  боязнь  воцарения  самодержавно-крепостнических  порядков  на  Дону.  Восстание  Болотникова  проходило  в  1606-1607г.Царь  Борис  Годунов  в  конце  16-го  века  основал  город  «Царёв  Борисов».  Этот  город  был  построен  для  обуздания  Донских  казаков.  Следующей  мерой  в  этом  отношении  стала  закрытая  граница  между  Московией  и  Доном.  Основываясь  на  праве  сильного,  Борис  Годунов  не  постеснялся  глубоко внедриться  в  Старое  Поле,  половецко-татарские  степи,  которые  никогда  до  этого  Московии  не  принадлежали.  Казаки  приняли  все  эти  мероприятия  царя  Бориса,  как  бесправные  и  враждебные  их  действия.  В  ответ  на  них  они  способствовали  устранению  его  династии с   московского  престола  и  сразу  после  этого  разрушили  до  основания  построенный  им  город.  До  этого  времени  у  всех  казаков  сложились  довольно  крепкие   традиционные  отношения  с  Московскими  государствами.  Царь  Иван  Грозный,  будучи  юродствующим  тираном  в  своей  стране,  умел  ценить  услуги  казаков,  не  претендовал  на  их  Старое  Поле,  а  наоборот,  не  раз  подтверждал  их  права  на  Дон  и  Терек  своим  словом.  Сам  он  исторических  прав  на  них  предъявить  не  мог,  так  как  казачьи  земли  никогда  не  принадлежали  Московии,  потому  и  оставлял  их  во  владении  казачьих  республик.  Не  хотел  только  делиться  водным  путём  по  Волге,  который  приобрёл  по  способу  завоевания.  В  январе  1613  года  на  Земском  соборе,  согласились  избрать  казачьего  кандидата  Михаила  Фёдоровича  Романова.  21  февраля  он  был  провозглашён  царём,  ему  принесли  присягу  участники  Земского  Собора  и  жители  Москвы.  Не  присягали  только  казаки.  Смута  закончилась,  и  одновременно  между  казачьими  республиками  и  московскими  царями,  на  полстолетия  возобновились  традиционные  отношения  взаимного  благожелательства.В  первой  половине  16-го  века  на  Дону  образовалось  самостоятельное  речное  государство.  Это  христианская  казачья  республика  основана  Азовскими  и  Белгородскими  казаками,  а  потом  она  массово  пополнялась  их   единоплеменниками  казаками  с  окраин  Московии  и  Великого  княжества  Литовского,  возвращающихся  из  полуторавековой  невольной  эмиграции.  К  концу  16-го  века  она  уже  выросла  в  мощное  военное  и  полностью  суверенное  политическое  общество,  готовое  помериться  силами  с  турецким  султаном.  Сто  лет  до  своего  исхода  на  Дон  казачьи  станицы  выполняли  сторожевую  службу,  они  стали  в  Московии  значительным  фактором,  не  только  военным  или  экономическим,  но  и  социальным.  Теперь  массовый  уход  казаков  нарушал  привычный  строй  в  стране,  но  задерживать  их  силою  не  всегда  было  возможно.  Они  возвращались  домой  на  свою  историческую  землю  и  становились  желанными  членами  возрождающегося  народа.  Поэтому  то  и  установилось,  как  закон,  правило  « С  Дону  выдачи  нет.»Царь  Михаил  Фёдорович  продолжал  политику  лояльности  по  отношению  к  донской  республике,  но  однажды  сделал  неудачную  попытку  принудить  её  к  покорности  при  помощи  духовно-  религиозных  влияний  Русской  церкви.  На  Дон  пошли  упрёки  патриарха  Филарета,  его  угрозы  отлучить  казаков  от  церкви  за  непослушание.  В  ответ  на  это,  через  два-три  десятилетия,  на  Дону  возникло  стремление  освободться  от  духовного  давления  Москвы,  путём  обособления  в  старообрядчество,  религиозные  формы  упразднённые  патриархом  Никоном.  Большинство  казаков  не  приняло  его  церковные  реформы.  Протест  против  них  частично  проявился  в  движении  Разина.Раскольниками  на  Дону  стали  не  только  рядовые  массы,  но  и   Войсковые  атаманы.  Московское  государство,  которое  было  раньше  далёким  и  маленьким,  вдруг  приблизилось,  усилилось  и  устроилось.  Раньше  оно  отрекалось  от  казаков.  « Казаки-де,-  писали  из  Москвы,-  люди  вольные,  нам  неподчинённые»;  теперь,  после  того  как  в  Москве  убедились,  какая  большая  сила  Донское  войско,  от  него  не  отрекались,  но  просили  донцов  не  трогать  ни  татар,  ни  турок,  пока  Москва  с  ними  в  мире.  Грамота  за  грамотой  напоминали  нашим  предкам  об  этом.В  конце  1666  года  по  царскому  повелению  начался  розыск  беглых  на  Северном  Дону,  где  скопилось  особенно  много  казачьей  голытьбы.  Ситуация  там  становилась  взрывоопасной  для  боярской  Москвы.  Степан  Разин,  почувствовал  настроение  на  Дону,  решился  действовать- «идти  в  Русь».  Крестьянская  война  тем  временем  разрасталась.  Отряды  повстанцев  стали  появляться  в  местах,  не  столь  отдалённых  от  столицы  Московского  царства.  В  силу  своей  стихийности  и  неорганизованности  как  военная  сила,  восставшие,  громившие  помещичьи  имения  и  боярские  вотчины,  крайне  редко  могли  оказать  серьёзное  сопротивление  воинским  отрядам,  которые  рассылались  властями.  От  имени  царя  Алексея  Михайловича  Стенька  Разин  был  объявлен  «воровским  атаманом».  Царь  и  его  воеводы  приняли  свои  меры  против  распространения  разинского  давления  на  Русь.  По  приказу  царя  с  Дона  начали  вывозить  оружие,  чтобы  Разину  нечем  было  вооружить  своих  сторонников;  государевы  войска  блокировали  все  пути,  ведущие  на  Дон.  В  довершение  ко  всему  Степан  Разин  со  своими  ближайшими  сподвижниками  был  предан  анафеме.  12  марта  1671  года  анафему  им  в  Москве  пропел  патриарх  Иоасаф.  Вскоре  это  проклятие  Разину  пропели  во  всех  московских  храмах,  а  затем  она  прокатилась  по  всем  храмам  православной  Руси.  Это  было  серьёзным  ударом  по  Разину  и  его  планам  поднять  Русь  голутвенную.  Дон  был  ослаблен  разногласиями,  что  позволило  сторонникам  Москвы  схватить  и  выдать  Разина,  не  считаясь  с  древним  обыкновением  убежища.Однако,  всё  русское  творчество,  как  и  актовый  материал,  сильно  искажают  образ  этого  выдающегося  казака.  Разин  совсем  не  поводырь  босяковатой  российской  голытьбы  или   восставшего  крестьянства,  как  его  часто  изображают,  а  вождь  широкого  идеологического  движения,  возникшего  в  казачьей  среде  и  имевшего  основной  целью  борьбу  за  человеческую  личность  и,  прежде  всего,  за  достоинство  казаков.  Национальная  казачья  история  видет  в  Степане  Разине  борца  за  интересы  Дона.  Лилея  в  душе  какие-то  чисто  казачьи  планы,  он  просто  не  успел  их  осуществить  и  выявить;  что  главной  целью  его  движения  было  ослабление  могущественного  соседа  и  укрепление  политических  позиций  независимой  казачьей  государственности,  что  бурное  развитие  начатого  им  дела,  помимо  воли,  увлекало  его  далеко  в  сторону,  заставило отдать  слишком  много  сил  чужим  интересам  и  привело  к  прямо  противоположным  результатам.  С  тех  пор  минули  столетия.  Фигура  Степана  Разина,  сложная  и  противоречивая,  до  сих  пор  привлекает  к  себе  историков,  литераторов,  просто  любознательных  людей.  Одни  считают  Разина  разбойником,  другие  видят  в  нём  защитника  угнетённого  люда  России.  Наверное,  он  был  и  тем  и  другим:  он  был  сыном  своего  века,  сложного  и  противоречивого…К  началу  18-го  века  казачье  Подонье  было  окружено  московской  оборонительной  линией  от  Астрахани  до  Бахмута,  занимая  Азов  и  построив  Таганрог,  Россия  замкнула  полное  окружение.В 1675 году  от  казаков  потребовали,  чтобы  они  выдали  нескольких  людей,  обвинявшихся  в  разбоях  и  бежавших  на  Дон.  Казаки  отвечали: »Мы  никогда  не  выдавали  людей  с  Дона;  Дон  только  и  держится  пришлыми  людьми.  Если  мы  станем  выдавать,  то  и  весь  Дон  разойдётся.  Каждый  будет  искать  другого  пристанище».  Тогда  в  1682  году  было  издано  запрещение  казакам  принимать  свободных  и  помещичьих  людей.  По  войсковой  границе  поставили  пропускные  посты  и  стали  осматривать  идущих  в  войско  людей.  Но,  тем  не  менее,  люди  продолжали  идти  на  Дон  из  России.  Окрестные  помещики  жаловались,  что  у  них  не  хватает  крестьян  для  обработки  полей, что  они  не  могут  выполнять  правильную  службу,  так  как  люди  от  них  уходят  в  казаки.  В 1701  году  за  соль  стали  брать  налог.  Но  налог  этот  не  касался  казаков.  У  казаков  были  свои  солеварни  в  Бахмутовском  городке.  Против  них  стоял  Изюмский  полк  малороссийских  казаков.  Полковник  этого  полка  стал  притеснять  казаков,  требовать  с  них  налог  за  солеварни.  Бывший  в  Бахмутовском  городке  станичным  атаманом  К. Булавин  горячо  заступился  за  казаков. 

Категория: Мои статьи | Добавил: viktor (19.07.2010)
Просмотров: 3836 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024